«Загадки Пиковой Дамы. Фамильная галерея князей Голицыных в миниатюре»

«Загадки Пиковой Дамы. Фамильная галерея князей Голицыных в миниатюре»



22 октября 2024 — 19 января 2025

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Волхонка, 12

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную атрибуции 19 портретных миниатюр, которые происходят из усадьбы князей Голицыных Большие Вязёмы. Ранее считалось, что многие миниатюры служили декоративным дополнением к портретам родных князя Бориса Голицына – владельца усадьбы. Однако недавние исследования позволили связать все произведения с фигурой его матери, княгини Натальи Петровны Голицыной. Атрибуция портретных миниатюр дала возможность приоткрыть завесу тайны над историей ее семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини, ставшей прототипом главной героини повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

Выставка приурочена к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и представляет важное открытие, совершенное научным сотрудником отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2023 году, – атрибуцию 19 портретных миниатюр, происходящих из усадьбы князей Голицыных Большие Вязёмы.

Миниатюры, сегодня хранящиеся в Пушкинском музее, в начале XIX века были размещены на щитке, который выставлялся в круглой гостиной усадебного дома князей Голицыных в Больших Вязёмах. Авторы и герои большинства миниатюр ранее были неизвестны либо установлены неверно. На несохранившемся щитке портрет князя Бориса Владимировича Голицына, владельца усадьбы на момент создания подборки, располагался в центре верхнего ряда, поэтому все изображения связывали именно с его личностью.

Однако недавние исследования позволили установить авторов многих миниатюр, среди которых — высококлассные мастера. Также удалось идентифицировать почти всех изображенных: они оказались любимыми родными и знакомыми матери Бориса Владимировича, знаменитой княгини Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом главной героини пушкинской «Пиковой дамы».

Именно для Натальи Петровны, часто гостившей в имениях детей, была собрана эта коллекция из 19 миниатюр. Здесь присутствуют изображения ее родителей, а также портрет рано умершего брата-близнеца Андрея Чернышёва в образе принца с картины Антониса ван Дейка. Разгадка назначения именно этого портрета позволила окончательно убедиться в том, что планшетка с миниатюрами не носила декоративного характера. Рядом были размещены портреты трех сестер княгини — Анны, Дарьи и Марии. Было там и изображение ее любимого дяди Захара Петровича Чернышёва. Портреты Натальи Петровны с дочерьми и Владимира Борисовича, ее супруга, с сыновьями на фоне условных интерьеров выполнил блестящий миниатюрист Жан-Батист Жак Огюстен. Ко временам юности Натальи Петровны отсылают портреты европейских монархов, при дворах которых ее семья была радушно принята. Это два крошечных изображения Франца I Стефана и Марии Терезии, миниатюрный портрет Людовика XV, ставшего свидетелем триумфа Натальи Петровны на балах в Париже и Версале. Из бисквитного фарфора выполнены профили Людовика XVI и Марии-Антуанетты, ко двору которых княгиня приехала в 1783 году уже замужней дамой с четырьмя детьми.

Планшетка с миниатюрами служит свидетельством непростого характера Натальи Петровны, подмеченного А.С. Пушкиным: в подборку вошли портреты только двух из четырех ее детей во взрослом возрасте — Бориса Голицына и Софьи Строгановой, тогда как изображения Дмитрия и Екатерины, видимо, были намеренно исключены. Открытие назначения и смысла планшетки с миниатюрами позволяет приподнять завесу над историей этой семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини.

Большинство миниатюр экспонируется впервые. Их дополняют живопись, графика и редкие книги из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Возврат к списку

2043_open_cover.png
Новый номер