Выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» пройдет в Музеях Московского Кремля

Выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» пройдет в Музеях Московского Кремля



13 октября 2023 – 14 января 2024
Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца

13 октября 2023 года в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы
откроется выставка, посвященная Оружейной палате периода осмысления
национальной истории в XIX веке. Проект продемонстрирует, как переплетаются
вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского
собрания.
Предания окружали предметы из царской казны на протяжении столетий: особенно
долговечной оказалась легенда о дарах, якобы присланных византийским
императором великому князю Владимиру Мономаху. Но именно в начале XIX века
любители древностей переосмысляют эти предания и в творческом порыве создают
новые мифы. В Оружейной палате, учрежденной в качестве музея императором
Александром I в 1806 году, закладываются основы изучения музейного собрания. При
этом многие вещи получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с
известными русскими правителями и другими выдающимися деятелями.
Благодаря работам исследователей Оружейной палаты и авторов путеводителей XVIII-
XIX веков в кремлевском собрании появились «детские доспехи великого князя
Дмитрия Донского», «шлем Св. Александра Невского», «шлем, наручи и щит князя
Мстислава Владимировича», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха»,
«шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана
Калиты». На самом деле, названные так памятники были созданы в XVI-XVII веке и не
имели никакого отношения к этим персонажам русской истории, жившим гораздо
раньше. На протяжении XIX века одни авторы опровергали других, но при этом сами
нередко предлагали не менее смелые и фантастические версии.

Такой известный экспонат Оружейной палаты как Костяной трон в XIX веке
воспринимался как дар, якобы поднесенный греческим послом великому князю Ивану
III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог. Позже он и вовсе
обретает нового вымышленного владельца в лице царя Ивана Грозного — вполне
возможно, из-за хорошо известной скульптуры М.М. Антокольского (1843-1902),
изобразившего Ивана IV именно на этом троне. Фантастической биографией
обзаводится и созданная в 1682 году Шапка Мономаха второго наряда — она
становится «венцом великой княгини Ольги», которая вывезла его из Царьграда, а
также короной, которая «употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших
выходах».
Экспозиция включает более ста тридцати предметов из коллекции Музеев
Московского Кремля и российских музеев – ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного
исторического музея, Русского музея, ГМЗ «Царское село», Государственной
Третьяковской галереи, Государственного музея истории религии, ГМЗ «Петергоф»,
Златоустовского городского краеведческого музея, Государственного музея А.С.
Пушкина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Посетители узнают о патриотическом подъеме, вызванном наполеоновскими войнами,
и увлечении Средневековьем в эпоху романтизма, особенно ярко проявившихся в
эпоху Николая I. Они также познакомятся с причинами возникновения исторических
мифов, выяснят, какие экспонаты имеют двойную атрибуцию – реальную и
легендарную, и почему некоторые легенды Оружейной палаты живы до сих пор.


Возврат к списку

2043_open_cover.png
Новый номер