7 ноября — 25 декабря 2024
Выставочный центр «Художественное пространство Île Thélème»
Москва, улица Правды, 24, стр. 11
Наследие Раисы Александровны Флоренской, в силу уникальности ее творческого образа, заслуживает особого внимания и особого отношения.
Сестра философа о. Павла Флоренского, Раиса Флоренская, несмотря на рано оборвавшийся жизненный путь, сумела по-новому раскрыть в своем творчестве христианскую линию русской живописи. Она стала одним из самых ярких представителей общества «Маковец», стремившегося к возрождению духовного начала в искусстве.
Как ни странно, ее имя почти не освещено в истории искусства. Художнику не везло со зрителем. Первые после «насильственного забвения» выставки ее работ пришлись на тот период, когда интерес к искусству был достоянием немногих. По сути, нынешняя выставка — это открытие имени большого художника, незаслуженно забытого потомками.
Выставка объединяет более ста живописных и графических произведений из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний, в том числе не экспонировавшиеся ранее.
Раиса Александровна Флоренская (1896–1932)
Родилась 16 апреля 1896 года в Тифлисе в высокообразованной семье, ее старшие сестры были профессиональными художниками, а брат, о. Павел — знаменитым ученым и философом.
1914. Окончила Тифлисские курсы для учителей рисования и живописи, где преподавали Б. А. Фогель, Н. В. Склифосовский и Е. М. Татевосян.
1916–1924. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, с 1918 г. ВХУТЕМАС) у П. В. Кузнецова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина, А. М. Корина, Н. М. Чернышева. В 1923 году в рамках учебной практики копировала фрески церквей Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле в Новгороде, Св. Георгия в Старой Ладоге. В начале 1920-х годов копировала иконы в Реставрационных мастерских в Кремле и миниатюры Хлудовской псалтыри в Государственном историческом музее, разрабатывала в графике собственные варианты античных и христианских композиций. В 1924 году окончила отделение монументальной живописи, выполнив дипломную работу на звание художника — фресковую композицию «Возвращение блудного сына», центральное клеймо семичастной росписи в здании на Рождественке.
1924. Вошла в общество «Маковец», участвовала во второй выставке общества и в работе редколлегии журнала. В 1924 году живопись Флоренской, наряду с произведениями М. К. Соколова, Л. Ф. Жегина, В. Е. Пестель, экспонировалась искусствоведом Н. М. Тарабукиным на выставке в ГАХН (Государственная академия художественных наук).
С 1926 года жила в Москве, давала уроки рисования, делала эскизы плакатов и росписей для учреждений, в основном детских. В 1928–1930 годах работала в художественно-производственных мастерских по росписи тканей на Софийке. Писала маслом цветы, пейзажи, портреты родных и друзей.
5 сентября 1932 года Раиса Флоренская умерла в Загорске от наследственного туберкулеза в возрасте 36 лет. Похоронена недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Ее работы были сохранены друзьями, в частности, художницей Екатериной Беляковой.
Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Мемориальном музее-квартире священника Павла Флоренского, Государственном музее «Царскосельская коллекция» и частных собраниях.