20 марта - 21 июля 2024
Третьяковская галерея
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж
Художественное образование Ульянов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сильное влияние оказал на него Валентин Серов.
Именно с работой в жанре портрета связаны первые шаги в поисках новой образности. С конца 1900-х своего рода визитной карточкой Ульянова стали рисованные портреты, выполненные нервной, острой линией. Важным фактором в формировании творческой личности художника стал театр. Он оказался в сфере притяжения двух реформаторов сценического искусства — Всеволода Мейерхольда и Константина Станиславского, с которыми в 1905 году работал в Театре-студии на Поварской.
Ульянов стал не просто сценографом, а подлинным «человеком театра». Он постоянно фантазировал, писал пьесы и разрабатывал их оформление. Поездки в Италию, Германию и Францию позволили художнику увидеть и оценить последствия процесса урбанизации. Он создает образ города, который превращает людей в безликие тени. Оппозицию же городу Ульянов искал в античной мифологии. Не отрицая необходимости обновления жизни и искусства, Ульянов пришел к выводу, что преодолеть негативные стороны урбанизации можно, лишь сохраняя верность культурной и бытовой традиции. Гимном жизни российской провинции становятся произведения, где художник изображает привычную трудовую жизнь. Параллельно он создает ряд работ, главным героем которых становится природа, вечная, существующая по своим собственным законам.
1930-е стали временем, когда в России доминирующие позиции занял социалистический реализм. В этих условиях Ульянов сумел сохранить собственную творческую индивидуальность и почти всецело сосредоточился на темах русской истории. Он создал обширную «Пушкиниану», вершиной которой становится картина «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце». Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь художника. Два с лишним года, продолжая работать, он провел в эвакуации. В этот период был создан обширный цикл произведений, посвященных Самарканду. Завершением жизненного пути Ульянова стал портрет Станиславского, за который художник был удостоен Сталинской премии третьей степени. После смерти наследие Ульянова на долгие годы было незаслуженно забыто, а работы лишь изредка доставались из запасников. Последний показ произведений мастера состоялся в 1978 году на групповой выставке «А.В. Куприн. С.Д. Лебедева. Н.П. Ульянов». Выставка в Третьяковской галерее ставит своей задачей показать масштаб дарования художника и послужить толчком к более глубокому изучению его творчества.