10 июня 2025 – 18 января 2026
Новая Третьяковка, г. Москва, Крымский Вал, 10


Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную монографическую выставку, посвященную 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799 –1852) –одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века.
На выставке, реализованной при поддержке генерального партнера Сбера, собрано более 170 произведений, включая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении. Центральные экспонаты выставки – знаменитое полотно «Последний день Помпеи» (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века представленное в Москве, и монументальное историческое произведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839 –1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
В рамках проекта, продолжающего традиции предыдущих выставок мастера в Третьяковской галерее (1950, 2000 – 2001, 2018), зрители смогут взглянуть на наследие Брюллова по-новому – через призму влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. Отличительной чертой проекта станет раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершенными произведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи. Карл Брюллов, еще при жизни удостоенный титула «великий», традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провел в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящен первый раздел выставки – «Рим». Именно здесь представлена знаменитая картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьезную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Михайловича Третьякова авторства Брюллова – «Портрет Микеланджело Ланчи» (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.
Следующий раздел выставки – «Москва» – посвящен другому важному городу в жизни Брюллова. Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 года было насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, включая генерал-губернатора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и живописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», а также работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэтом, состоявшееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним иззначимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюллова в Петербург в мае 1836 года завершил его московский этап, оставив после себя не только примечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной художественной средой.
Завершающий раздел – «Петербург» – о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реализации некоторых его поздних работ. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки – ранняя композиция «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839 – 1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам. Несмотря на незавершенность, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника. Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчеркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.
Специальный раздел экспозиции посвящен росписям Исаакиевского собора. Брюллов внес весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приемам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи. На выставке будут представлены технологии искусственного интеллекта Сбера, позволяющие посетителям дополнить восприятие искусства новыми впечатлениями. Выставка сопровождается изданием фундаментального каталога, включающего новейшие исследования творчества Брюллова, а также образовательной программой с циклом лекций и тематических экскурсий. В рамках выставки запланированы специальные мероприятия, включая научную конференцию с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрацию документальных фильмов, посвященных эпохе художника.