Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности



21 января  — 13 апреля 2025
Новая Третьяковка
Москва, Крымский Вал, 10

QpUAdPvFz8c.jpgQnPtmPF3QUI.jpg

Государственная Третьяковская галерея представляют выставочный проект, посвященный творчеству выдающегося художника, одного из пионеров кинетического искусства, Франциско Инфанте.
Выставка Франциско инфанте «Метафоры бесконечности» — ретроспектива, демонстрирующая более чем шестидесятилетний творческий путь художника.  Состав выставки: более 150 произведений живописи.
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Мультимедиа Арт Музей, Музей современного искусства «Гараж», фонд «Синара», фонд «Руартс», частное собрание Антона Козлова.
Кураторы: Геллер Мария, Седова Мария.
Приглашенный куратор: Горлова Ирина.
В экспозиции представлено более 400 произведений из коллекции Третьяковской галереи и собрания автора, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из собраний музеев и частных собраний. Насыщенная биография Франциско Инфанте представляет собой удивительный пример разнообразия практик, техник и форм искусства, но при этом все его творчество преследует одну, поставленную еще в юности задачу — «обозначить природу бесконечности окружающего мира».
После окончания знаменитой Московской средней художественной школы и поступления в Строгановское училище, Инфанте сближается с кругом молодых кинетистов, образовавших «cодружество», получившее в 1964 году название группа «Движение». Причисляя себя к художникам, «исходящим из традиции русского авангарда», осознав, что искусство не обязательно должно воспроизводить образы реальности, Инфанте в качестве универсального визуального языка и способа познания мира выбирает геометрию. Уже в возрасте девятнадцати лет, художник создает одну из важнейших своих работ — «Рождение вертикали», тогда же возникают множественные вариации «Спиралей», а спустя год – проекты первой кинетической конструкции. Стремление упорядочить, гармонизировать Космос привело вскоре к разработке многочисленных «Проектов реконструкции звездного неба» (1965). Все эти опыты, получившие воплощение в сериях рисунков, живописных работ на бумаге, объектах, нашли развитие в главном открытии Франциско Инфанте – изобретении нового, не поддающегося привычной классификации вида искусства – артефакта. Результатом «поисков точки взаимодействия» между ними и окружающим ландшафтом являются фотографии, предъявляющие зрителю «художественное событие» путем прямой его фиксации.
Уже более пятидесяти лет Франциско Инфанте вместе со своей женой и соавтором Нонной Горюновой демонстрируют бесконечные возможности преобразования мира, не прибегая ни к каким коллажным или монтажным манипуляциям с изображением. Экспозицию открывают собранные в грандиозную пространственную инсталляцию более двухсот «артефактов», начиная с вдохновленных одним из главных «собеседников» Инфанте Казимиром Малевичем, первых опытов по соединению искусственного и природного начала в «Супрематических играх» 1968 года и заканчивая циклом «Интервалы», созданного летом 2024 года.
Отдельный зал представляет «Проекты реконструкции звездного неба» и новую версию инсталляции «Машина в лесу», впервые показанную в Третьяковской галерее на персональной выставке художника в 1992 году. Завершает экспозицию зал, в котором собраны кинетические объекты, живописные и графические работы 1960-х годов, а также уникальный «реквизит» – зеркальные конструкции 1970-х, бывшие инструментарием для создания артефактов из циклов «Жизнь треугольника», «Состояние круга», «Странствия квадрата» и «Зимний квадрат», «Игра жестов», «Очаги искривленного пространства». Отдельное место на выставке занимает архивный раздел, где представлены документальные фотографии, эскизы, письма, знакомящие зрителя с процессами разработки основных творческих изобретений художника и раскрывающие секреты создания артефактов.

Возврат к списку

Новый номер