Нижний Тагил

Нижний Тагил



Нижний Тагил появился на карте Урала в 1722 году, когда демидовский железоделательный завод выпустил свою первую продукцию. Спустя некоторое время на нем начали изготавливать предметы, среди которых подносы из тонкого железа с картинками или росписью. Он отличались своей формой (круглые, гитарообразные, прямоугольные) и величиной – от небольших до размеров со стол. Более чем за 250-летнюю историю тагильский подносный промысел пережил времена расцвета, и времена забвения. 

p6ksvkt64qx7y4noih23nmvh0ho6rca0.jpg 3 (3).jpgml5lgzuaxx9pvf9mrxp871df6ytizyym.jpg

В популяризацию и исследование одного из ведущих промыслов Урала активно включился Нижнетагильский музей изобразительных искусств. 

История возникновения музея весьма драматична. Вначале, в годы войны, 30 сентября 1944 года распахнула свои двери для зрителей картинная галерея. По инвентарным книгам, в ее собрании тогда числилось 73 картины. В 1945 году галерею переименовали в Государственный музей изобразительных искусств.

12. Яковлев В.Н. Бой под слободой Стрелецкой. 1942.jpg

Из-за небольшого собрания музей в своих стенах с самого начала организовывал выставки. В 2013 году искусствоведы предложили новый проект – «Поднос ХХI века». Музей задает художникам тему, организовывает выставку-конкурс, а лучшие работы закупает в коллекцию. За время работы проекта в коллекцию музея приобретено более 80 подносов, более 30 работ художники-мастера подарили музею в благодарность за сотрудничество. Непрерывно пополняющаяся коллекция отражена в полном каталоге подносного промысла «Тагильская лаковая роспись по металлу», а также в двух альбомах. 

7. Говоров. Фронтовой заказ..jpg4. Голубчиков. наступление начинается здесь.jpg

В альбом «Творение как дар. Тагильский расписной поднос конца ХХ – начала ХХI веков» вошли наиболее яркие, высокохудожественные образцы. Каждому подносу отведена своя страница, крупно показаны фрагменты, характерные для каждой из ведущих мастериц промысла. В раздел «Цветов и фруктов дивный сад», например, помещены подносы с цветочными и плодово-ягодными сюжетами. Часть из них выполнена известным мастером Агриппиной Афанасьевой и ее учениками, например, «Жемчужина» – дивной красоты сказочный букет на сером, будто подернутым инеем, «жемчужном» фоне. 

Подробнее читайте статьи:

Марина Агеева
Нижний Тагил. Программа Музея изобразительных искусств по поддержке художественного промысла «Поднос ХХI века» («РИ» I/2014, с. 12–15)
Тема номера: Романтизм и романтическое в искусстве

Марина Агеева
Нижний Тагил. 75 лет Музею изобразительных искусств («РИ» II/2020, с. 8–17)
Тема номера: Великой Победе посвящается

Возврат к списку

2043_open_cover.png
Новый номер