Крым

Крым



2 (7).jpg

Имения русской аристократии начали появляться в Крыму после его присоединения к Российской империи. Период 1820–40-х годов исследователи считают временем расцвета помещичьей колонизации Крыма. Уже этот первый период усадебного строительства был отмечен стремлением поддержать местный восточный колорит. Первые приглашенные архитекторы Ф. Эльсон и К. Эшлиман немало строили в условном «турецком» стиле, постепенно начинавшем включать элементы местного архитектурного языка. Современники описывали, что в 1830-х годах по дороге из Ялты в Алупку стояли многочисленные дворцы в «азиатском вкусе», трубы которых были похожи на минареты.

Русских помещиков привлекали своей необычностью татарские деревни и жилища, однако, подхватывая местный восточный колорит, они вовсе не мечтали оказаться в аналогично устроенном татарском доме, скорее, помещики пытались добавить в местный пейзаж недостающие дворцы и ощутить себя в роли восточных наместников. Например, Алупкинский дворец был ориентирован, безусловно, не на местные архитектурные прообразы, а на стилизационные «восточные» постройки Европы 1820–30-х годов. Тем не менее, местный колорит в Алупкинском ансамбле тоже присутствовал.

3 (7).jpg

В первой половине и середине XIX века в усадебной архитектуре Крыма получают распространение открытые галереи и глубокие карнизы восточного типа, заимствованные из местной архитектурной традиции, а также характерные восточные фонтаны, в интересе к которым немалую роль сыграла поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Роль архитектурного образца с течением времени начал играть Бахчисарайский ханский дворец. Так, И.А. Монигетти, служивший архитектором высочайшего двора, создал оригинальный местный архитектурный стиль, основанный на стилизации Бахчисарайского дворца. Общий облик и детали Малого дворца, Министерского дома в Ливадии адресовали все к тому же Бахчисарайскому комплексу.

Последний связан с именем выдающегося крымского архитектора Николая Петровича Краснова, самобытный этап русского усадебного зодчества в Крыму. Он создал новую миниатюрную веранду в усадебном доме А.И. Кузнецова в Меласе, великокняжеский дворец Дюльбер с белыми гладкими стенами и стильно нарисованными окнами восточного типа, Охотничий домик князей Юсуповых, в архитектурных формах которого нашла отражение уютная камерность, присущая Бахчисарайскому комплексу.

4 (3).jpg

Хотя восточным постройкам Крыма присущи некоторые элементы популярного в Европе мавританского стиля конца XIX – начала XX столетия, можно утверждать, что все же важнейшим источником мотивов Востока в зодчестве Крыма стало реальное крымско-татарское архитектурное наследие.

Подробнее читайте статьи:

Мария Нащокина
Восточная тема в архитектуре усадеб русской аристократии в Крыму («РИ» II/2015, с. 40–51)
Тема номера: Усадьбы и судьбы

«РИ» II/2018
Тема номера: Крым художественный и литературный

Александр Логинов
Дом Ришельё в Гурзуфе. Навстречу 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина («РИ» I/2023, с. 70–77)
Тема номера: Богатство российских регионов




 

Возврат к списку

Новый номер