Имения русской аристократии начали появляться в Крыму после его присоединения к Российской империи. Период 1820–40-х годов исследователи считают временем расцвета помещичьей колонизации Крыма. Уже этот первый период усадебного строительства был отмечен стремлением поддержать местный восточный колорит. Первые приглашенные архитекторы Ф. Эльсон и К. Эшлиман немало строили в условном «турецком» стиле, постепенно начинавшем включать элементы местного архитектурного языка. Современники описывали, что в 1830-х годах по дороге из Ялты в Алупку стояли многочисленные дворцы в «азиатском вкусе», трубы которых были похожи на минареты.
Русских помещиков привлекали своей необычностью татарские деревни и жилища, однако, подхватывая местный восточный колорит, они вовсе не мечтали оказаться в аналогично устроенном татарском доме, скорее, помещики пытались добавить в местный пейзаж недостающие дворцы и ощутить себя в роли восточных наместников. Например, Алупкинский дворец был ориентирован, безусловно, не на местные архитектурные прообразы, а на стилизационные «восточные» постройки Европы 1820–30-х годов. Тем не менее, местный колорит в Алупкинском ансамбле тоже присутствовал.
В первой половине и середине XIX века в усадебной архитектуре Крыма получают распространение открытые галереи и глубокие карнизы восточного типа, заимствованные из местной архитектурной традиции, а также характерные восточные фонтаны, в интересе к которым немалую роль сыграла поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Роль архитектурного образца с течением времени начал играть Бахчисарайский ханский дворец. Так, И.А. Монигетти, служивший архитектором высочайшего двора, создал оригинальный местный архитектурный стиль, основанный на стилизации Бахчисарайского дворца. Общий облик и детали Малого дворца, Министерского дома в Ливадии адресовали все к тому же Бахчисарайскому комплексу.
Последний связан с именем выдающегося крымского архитектора Николая Петровича Краснова, самобытный этап русского усадебного зодчества в Крыму. Он создал новую миниатюрную веранду в усадебном доме А.И. Кузнецова в Меласе, великокняжеский дворец Дюльбер с белыми гладкими стенами и стильно нарисованными окнами восточного типа, Охотничий домик князей Юсуповых, в архитектурных формах которого нашла отражение уютная камерность, присущая Бахчисарайскому комплексу.
Хотя восточным постройкам Крыма присущи некоторые элементы популярного в Европе мавританского стиля конца XIX – начала XX столетия, можно утверждать, что все же важнейшим источником мотивов Востока в зодчестве Крыма стало реальное крымско-татарское архитектурное наследие.
Подробнее читайте статьи: