В центре Костромы на улице с необычным названием Молочная Гора находится трехэтажное здание Коммерческой биржи. Далее за ней протянулись многочисленные корпуса торговых рядов. Построены они по типовому проекту и насчитывают более 20 зданий: Большие и Малые мучные, Красные, Пряничные, Рыбные, Квасные, Мясные, Масленые, Молочные, Овощные и прочие. Сейчас в них не только идет торговля, но и размещаются учреждения культуры.
В здании Биржи находится Музей природы, представляющий посетителям уникальные диорамы. В одном из корпусов Рыбных рядов работает Картинная галерея Костромского музея-заповедника, ставшая постоянной площадкой для проведения выставок современных художников и интерактивных выставочных проектов. Интерес представляет Костромской архитектурно-этнографический музей «Костромская слобода», к которому примыкает корпус Малых мучных рядов, где разместилась первая очередь Костромского дома ремесел. Сам музей находится в отдалении от центра города и представляет собой уникальный ансамбль деревянной архитектуры Костромского края.
Костромской музей-заповедник, расположенный в пяти исторических зданиях города, постоянно знакомит посетителей с жизнью и бытом различных сословий российского общества. Экспозиция «Костромское боярство – кадры для трона» повествует о жизни царей и бояр, «Губернские истории» – о жизни дворян и мещан, «Воины государства Российского» – о буднях солдат и офицеров.
Географическая близость музеев и необходимость расширения спектра услуг привели к идее создания единого комплекса, получившего название «Музейное подворье». В рамках проекта планируется создать Музей культуры русского пития, экспозицию «Чайная в Костроме» и «Купеческая лавка», галерею современного искусства, Театр Петрушки, музей народной игрушки и т.д.
В 1913 году в Костроме произошло знаменательное событие − открытие Романовского музея в специально возведенном для него здании. Большинство экспонировавшихся предметов Романовского музея сохранилось до наших дней в составе коллекции Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Особого внимания заслуживают живописные портреты членов царствующей династии («РИ» III/2013). Среди них – портрет Петра Первого, написанный немецким художником Фридрихом Карлом Рейхертом (1863). Изображенный на картине император напоминает капитана большого корабля, символизирующего Россию. Представлен в коллекции и портрет царевича Алексея Алексеевича (1654–1671), сына царя Алексея Михайловича и Ирины Ильиничны Милославской, который, возможно, представляет собой копию с копии художника А.П. Антропова. Экспозицию музея составляют также гравюры из коллекции К.Н. Козырева, являющиеся настоящими шедеврами гравировального дела. Их авторы − русские и иностранные мастера, известные всему миру. В собрании музея представлены произведения античного искусства: предметы из так называемой «керченской коллекции» иллюстрируют моду на собирание древностей, распространенную у образованной части костромских дворян в середине − второй половине XIX века. Происхождение предметов связано с античными городами Боспорского царства, расположенными на Керченском полуострове (Пантикапей, Тиритака, Нимфей, Китей, Мармикий). Коллекция состоит из предметов керамики: краснофигурных и чернофигурных, чернолаковых и краснолаковых сосудов, терракотовых статуэток, а также стеклянных изделий, бус из стеклянной пасты и минералов.
Подробнее читайте статьи:
Мария Парамонова
Танцор, балетмейстер, художник. Юрий Жданов в Костромском музее («РИ I/2010, с. 66–71)
Тема номера: Забытые имена, неизвестные коллекции
Илья Наградов, Татьяна Сухарева
100 лет Романовскому музею в Костроме («РИ» III/2013, с. 72–77)
Тема номера: 400-летие династии Романовых
Илья Наградов, Наталья Павличкова, Евгений Чугунов
Кострома. «Музейное подворье» – новый культурно-выставочный проект («РИ» I/2014, c. 8–11)
Тема номера: Романтизм и романтическое в искусстве
Елена Степанян-Румянцева − Михаил Шаромазов
В краю преподобного Кирилла («РИ» II/2014, с. 16–21)
Тема номера: Сергий Радонежский и его эпоха
Татьяна Сухарева
Он жил искусством («РИ» I/2016, с. 34–43)
Тема номера: Неизвестное об известных
*о художнике Г.А. Ладыженском
Илья Наградов, Виктория Пешкова
Меценатство. Система уз, неподвластная времени («РИ» I/2023, с. 98–107)
Тема номера: Богатство российских регионов