8 – 13 июля 2025
«Геликон-Опера», Фойе Сергея Зимина


Премьера оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы» в театре «Геликон-Опера» стала одним из самых ярких культурных событий московского лета. Спектакль, вдохновленный гравюрами английского художника XVIII века Уильяма Хогарта, – венец творчества Стравинского – завершил юбилейный, 35-й сезон. Премьерные показы всего четыре дня сопровождала уникальная, без преувеличения, выставка «Театральный мир И.Ф. Стравинского».




Зрителя встречал яркий и непривычный широкому кругу образ композитора, созданный художником Г.Д. Гликманом – эпатажным мастером, чья выставка в СССР в 1968 году закончилась громким скандалом и последующим отъездом автора за границу. Мстислав Ростропович посчитал работы Гликмана оригинальными, даже организовал его персональную выставку в Вашингтоне и приобрел более 20 картин для своего собрания, откуда удалось получить портрет Стравинского для экспонирования в «Геликон-Опере» (коллекция Ольги и Елены Ростропович). Живописный портрет Стравинского показывает нам босого композитора, опирающегося на трость. Скульптурная голова композитора также выполнена Гавриилом Гликманом.
Выставка в «Геликоне» – не просто эффектное премьерное мероприятие. История оперы «Похождения повесы» неразрывно связана с изобразительным искусством. 2 мая 1947 года в Чикагском институте искусств И.Ф. Стравинский посетил выставку английских художников. Внимание композитора привлекла нравоучительная серия гравюр Уильяма Хогарта The Rake’s Progress («Карьера мота» или «Похождения повесы») – история молодого человека, чьи жизненные перспективы рушатся из-за неожиданного богатства, толкнувшего его в дурное общество и приведшего к моральному падению.
Впервые в театральном пространстве зрители увидели ту самую серию гравюр Хогарта, которая зажгла искру вдохновения в душе великого композитора и стала основой либретто печальной истории повесы Тома Рейкуэлла.


В Фойе С. Зимина были представлены эскизы декораций и костюмов и к другим театральным произведениям Стравинского – «Жар-птица», «Петрушка», «Свадебка», «Мавра», «Поцелуй феи» работы Л.С. Бакста, Н.С. Гончаровой, С.Ю. Судейкина, А.Н. и Н.А. Бенуа, М.Ф. Ларионова, А.Я. Головина, И.Я. Билибина – художников, которые возвели театральный эскиз в ранг высокого искусства, а также произведения изобразительного искусства, вдохновленные образами этих спектаклей. Так, например, знаменитый ювелир Рене Лалик под впечатлением от танца Тамары Карсавиной («Жар-птица») в костюме, спроектированном Львом Бакстом, создал настольное украшение из хрусталя (коллекция Алексея Калинина). Фонд Андрея Чеглакова показал шаржи и рисунки М.Ф. Ларионова, а также эскиз костюма Билибошки из «Жар-птицы» работы Л.С. Бакста, коллекционер Александр Дадиани представил эскиз декораций к «Мавре» для филадельфийской Академии музыки работы С.Ю. Судейкина 1934 года, а Центр культуры «Солодовня» в Хамовниках выдал на выставку эскиз костюма Кащея Бессмертного работы Н.С. Гончаровой.
Участниками выставки стали и три федеральных музея – Государственный музей-заповедник «Петергоф», Российский национальный музей музыки, Музей Большого театра России. «Петергоф» из своего подразделения, Музея семьи Бенуа, предоставил эскизы главного художника театра «Ла Скала», Н.А. Бенуа, к опере «Мавра». Из Музея Большого театра привезли эскизы А.Н. Бенуа для постановки «Петрушки» 1921 года, которая стала воссозданием знаменитого парижского спектакля М.М. Фокина уже на московской сцене. Российский национальный музей музыки представил два эскиза костюмов Витязей из первой постановки балета «Жар-птица», оформлял которую И.Я. Головин, а дирижировал спектаклем тогда сам И.Ф. Стравинский.
В организации выставки театру оказали помощь Татьяна Гармаш и Ольга Понкратова. Продюсер – лауреат Премии Москвы Эдуард Мусаханянц. Куратор выставки – Владислав Ступак, один из авторов журнала «Русское искусство».