В Эрмитаже открылась Галерея графики

В Эрмитаже открылась Галерея графики



16 июня 2023 года в Эрмитаже состоялось открытие Галереи графики – нового экспозиционного пространства на третьем этаже Зимнего дворца. Раз в четыре месяца здесь будут сменять друг друга тематические экспозиции, демонстрирующие часть фондов европейской гравюры и рисунка XV–XX веков. Первой в этом ряду станет выставка «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи».

Эрмитаж хранит более 600 000 гравюр и рисунков европейских мастеров, в их числе – мировые шедевры. Это пятая часть всей коллекции музея, которая, однако, не представлена на постоянной экспозиции. Причина проста: гравюры и рисунки нельзя длительное время держать на свету: они выгорают и ветшают, а, значит, не могут надолго покидать хранилище. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям. Отныне эта ситуация изменилась: в пяти залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 324–328) раз в четыре месяца будут сменять друг друга тематические экспозиции, демонстрирующие часть фондов европейской гравюры и рисунка XV–XX веков. Среди тем, которые планируют затронуть кураторы – история графики и история коллекционирования, шедевры прославленных мастеров и новые находки, своеобразие техник и материалов, сюжеты, смыслы и контексты графических листов. «Эрмитаж делает новый шаг в развитии интеллигентной программы обеспечения доступности музейных коллекций. Рядом с Запасной галереей живописи на третьем этаже Зимнего дворца и в параллель Кабинету книги художника в Главном штабе мы открываем Галерею графики для экспонирования искусства, которое нельзя показывать постоянно», – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. 

Задача Галереи графики – стать местом встреч и диалогов знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому  изысканному искусству. Первая экспозиция в Галерее посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка. Она представляет лучшие образцы эрмитажной коллекции, шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более 100 листов, в числе которых произведения Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.

Сопоставление работ, выполненных художниками в разных техниках, позволяет лучше понять своеобразие обоих видов искусства: строгость, законченность и детализированность эстампа, подчас создававшегося много месяцев, адресованного широкой аудитории, и живость, спонтанность, свободу рисунка, который мог возникнуть за несколько мгновений и не
предназначаться для посторонних глаз. Среди экспонатов выставки – зарисовки причудливых па персонажей комедии дель арте, выполненные рукой знаменитого Жака Калло, загадочные процессии восточных мудрецов в поисках тайного знания на листах «Scherzi di Fantasia» венецианского виртуоза Джованни Баттиста Тьеполо, изысканные до экстравагантности женские силуэты на эстампах и рисунках лотарингского маньериста Жака Белланжа, а также многие другие графические произведения. Особое внимание уделяется подготовительным рисункам к гравюрам – творческой кухне великих художников. Демонстрируются все этапы создания произведения: от первых натурных штудий и последующей разработки до законченных композиций. К ранним подготовительным наброскам относится лист Альбрехта Дюрера «Аллегория Правосудия». Этот этюд был выполнен мастером в 1496–1498 годах в ходе работы над гравюрой «Солнце Правосудия». Таким образом на выставке представлены начальная и конечная точки процесса, мы можем проследить развитие художественного образа от эскизного наброска пером к сложной, насыщенной символическим смыслом резцовой гравюре. 

Важнейшую роль играл подготовительный рисунок и в творчестве Жака Калло. Подавляющее большинство его рисунков, дошедших до нас, – наброски к офортам. В их числе подробный композиционный эскиз для гравюры «Искушение святого Антония», этюды отдельных фигур к гравюрной серии «Балли ди Сфессания», или «Танцы бескостных». 

В отличие от Калло, Рубенс почти не занимался гравюрой. В его доме в Антверпене находилась специальная мастерская, где профессиональные граверы работали над копированием произведений знаменитого фламандца. Нередко они сами делали подготовительные рисунки, которые затем собственноручно корректировал Рубенс. В наследии Рембрандта эскизы к гравюрам крайне малочисленны. Обладая безупречной меткостью глаза и твердой рукой, он чаще всего наносил рисунок будущей композиции прямо на гравировальную доску. Однако на выставке можно увидеть «Этюд с верблюдами», натурную зарисовку, вероятно, служившую Рембрандту подспорьем при создании офорта «Христос, исцеляющий больных», или «Лист в сто гульденов».

Отдельно представлены гравюры, создававшиеся в подражание рисункам – изысканные цветные листы XVIII века в сложных техниках, виртуозно воспроизводящие все особенности оригиналов. 

В последнем небольшом разделе, напротив, выставляются рисунки, восходящие к гравюрам: от имитации гравюрного штриха до обманок с изображением эстампов. К выставке выпущен буклет со статьями кураторов, планируется проведение тематических экскурсий.

Кураторы выставки –  научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Карина Владимировна Красильникова и Василий Михайлович Успенский.

Возврат к списку

Новый номер