Презентация коллективной монографии «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд» в РАХ

Презентация коллективной монографии «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд» в РАХ



13 мая 2024
Белый зал РАХ
Москва, Пречистенка, 21

7e19358b-bb45-424a-9a92-2391252cf9f8.JPG5e792431-ee2a-46cf-a22e-6bd8eb3b730e.JPG

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств совместно с Фондом культурного просвещения «Стиль Победы» провел презентацию коллективной монографии «Победа – стиль эпохи. Академический взгляд».  В мероприятии приняли участие сотрудники НИИ РАХ и члены Российской академии художеств.
Инициатором издания выступила доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ – Т.Л. Астраханцева.
Участники презентации, среди которых – члены Российской академии художеств, сотрудники НИИ РАХ и представители культурной общественности, отметили актуальность и значимость этого фундаментального труда для сегодняшнего дня.
Издание составлено по материалам одноимённой Международной научной конференции, прошедшей в Российской академии художеств 19–21 мая 2021 года, и представляет исследования более 50 ведущих российских и зарубежных специалистов: искусствоведов, культурологов, историков, филологов, архитекторов, скульпторов и художников. В книге идёт речь о принципиальном и всестороннем взгляде на так называемое «сталинское» искусство начала 1950-х гг. – сложнейший в плане оценки материал, рассмотренный во всей полноте, без негативных политических коннотаций и фигур умолчания, свойственных пост-советским интерпретациям, приведшим к упрощённому толкованию и, в итоге, забвению.
В то же время это демонстрация преемственности русской культуры и её неразрывной связи с мировым контекстом – «Стиль Победы» стал продолжением сменявших друг друга великих исторических стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира, впитав и переработав их мотивы в новое, полновесно самобытное направление. Парадоксом стиля можно считать тот факт, что, выступая в значительной степени альтернативой культурному европоцентризму, он сохранял черты европейского искусства классических эпох в то время, когда послевоенная Европа от собственной классики отказалась. Отличительные черты «Cтиля Победы» – торжественность, декоративность, «дворцовая» пышность, стремление к синтезу искусств, орнаментальность. Больше всего они проявились в архитектуре (московские «высотки», ВДНХ) и особенно в убранстве новых станций московского метрополитена. Особое место здесь занимает фигура архитектора А.В. Щусева (его «Зал Побед» на станции «Комсомольская-кольцевая» дал название стилю) и других зодчих, восстановивших разрушенные города: Ленинград, Сталинград, Севастополь, Киев, Минск.
ba9fa45b-4008-435c-b1fc-a6414d3c24e2.JPG b48edcc4-c0ba-4928-87c3-7eb6c563f439.JPG19bef6a7-482c-431e-9c3d-f3bcb2ea48f1.JPG
Сверхзадача издания, его адресованный нынешним поколениям художников «наказ» – зафиксировать и научно описать отражённый в памятниках и их объединяющий особый дух Победы. Победы не только в Великой Отечественной войне, но как извечного и ключевого элемента национального кода, стержня особой российской идентичности. Однажды явленный и безусловно состоявшийся, этот стиль поможет сформулировать Стиль Победы дня сегодняшнего – став частью культурной и идеологической политики государства в еще один переломный момент нашей истории.

Возврат к списку

Новый номер