28 декабря 2023 - 4 марта 2024
зал № 36 постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» Государственной Третьяковской галереи
Москва, Крымский вал, 10
Государственная Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию произведений живописца, скульптора, монументалиста и педагога Зураба Константиновича Церетели, приуроченную к юбилею автора, который отметят 4 января. З.К.Церетели - академик АХ СССР и президент Российской академии художеств, народный художник СССР, Грузии и РФ, Героя Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина и «За заслуги перед Отечеством», лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, создатель первого в России музея современного искусства (МОМА, Москва) и основатель МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели на Пречистенке.
Юбиляр – носитель традиций разных времен и народов: в доме своего дяди, художника Георгия Нижарадзе, он имел возможность общаться с классиками грузинского искусства; в Тбилисской академии художеств учился у выдающихся мастеров Евгения Лансере и Василия Шухаева; в 1960-1970-е годы встречался с Пабло Пикассо, Марком Шагалом и Давидом Сикейросом, общение с которыми дало ощущение безграничной свободы творчества. Соединив традиции классической школы с извечным поиском новых выразительных средств, Зураб Церетели выработал собственную живописную манеру, отличающуюся самобытностью и узнаваемостью художественных трактовок окружающего мира.
Одна из главных черт станковых работ художника – приверженность к большим форматам и мощным монументальным образам, когда изображенные люди и предметы берутся крупно, масштабно, весомо и заполняют почти всю поверхность холста, как на представленных в расширенной экспозиции картинах «Жизнь прошла как ржавый медный пятак...» (2002) и «Портрет» (1997). Для творческого процесса художника характерна также энергичная лепка форм густыми рельефными мазками, плотной пастозной массой. Но главным средством усиления выразительности в творчестве Зураба Константиновича служит цвет, который играет исключительную роль в композиционном построении, передаче пространства, формы, объема, ритма. Художник предпочитает открытые, яркие, звонкие цвета, создающие подлинную декоративность и при этом сохраняющие цветовое единство полотна. Но колористическое решение может быть и более сдержанным, утонченным, как в «Натюрморте» (1989), где цвет сложнее, и очевидно внимание автора к взаимодействию его оттенков. Становясь основным источником рождаемого картиной настроения, цвет может нести в себе и скрытый драматизм, как в работе «Инесса в мастерской» (1986).
Интересно соединение полихромии цветовых масс и определенной графичности в картине «Парижское кафе» (1990), где три, написанные черным контуром, стула стоят в ряд на условном пестром фоне, имеющем сложную фактуру и рельеф. Парижские работы отличаются особой легкостью и оптимизмом, ведь именно в этом городе Зураб Церетели, по его словам, «понял, что художник свободен, поверил, что художник может все».
Городскую тему в рамках расширенной экспозиции продолжает скульптурная композиция З.К.Церетели «Горожане» (2004), изображающая уличную сценку из жизни старого Тбилиси. Ее герои – музыканты, шарманщик, скрипач – непосредственные и трогательно-вдохновленные, их образы стали воплощением любви автора к своим землякам и уважения к людям, причастным к искусству.
Во всех произведениях Зураба Церетели, бесконечно разнообразных по художественным задачам, сюжету, композиционному построению, цветовому решению отчетливо проявляется индивидуальность художника и его мировосприятия, обнаруживается присущий ему пылкий творческий темперамент, оптимистичное отношение к жизни и стремление выразить в самой энергичной форме переполняющие его чувства. Многогранная деятельность мастера – творческая, общественная, организационная, образовательная – неизменно служит искусству и стране.