В 2009 году на гребне повышенного интереса к парижским «русским сезонам» прошло сразу несколько выставок, связанных с этой темой: во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в Третьяковской галерее и в Государственном Эрмитаже. Каждая из выставок сопровождалась изданием иллюстрированного каталога, посвященного экспонируемым материалам. Следует отметить, что основной объем представленных памятников так или иначе был известен ранее; специальный интерес публики подогревался за счет нескольких новых фотографий, эскизов, мемориальных вещей. А в целом - страницы славного прошлого словно перечитывались заново, окрашенные свежестью восприятия неискушенного молодого читателя. Казалось бы, все действующие лица тех ярких парижских событий уже давно выявлены, биографии тщательно изучены, роли участников оценены по достоинству. Современным исследователям осталось лишь расставлять акценты и уточнять детали...
На этом фоне монография Е.Хмельницкой «Серафим Судьбинин. На переломе эпох от модерна до Ар Деко» выглядит интересно, необычно, интригующе. Даже просто листая страницы этой книги, снабженной множеством фотографий, еще по-настоящему не вникнув в текст, понимаешь: личность Судьбинина, чье наследие обычно воспринимается как краткий эпизод в ярком круговороте русско-французских отношений, обретает «плоть и кровь», значимость интересного, самобытного явления. Рассмотренное автором в контексте европейской культуры конца XIX-начала XX , его творчество предстает перед нами во всей многогранности художественных поисков, постоянно волновавших умы культурной элиты разных стран. Каждая глава - это определенный этап в жизни мастера, этап успехов и горьких разочарований: будь-то актерство в МХАТе, годы обучения у Родена в Париже или самые разные работы для заказчиков из России, Франции, Америки. Шаг за шагом прослеживается этот трудный жизненный путь, полный активных художественных исканий. Автор монографии приводит многочисленные письма и отзывы современников, скрупулезно собрав их из старых публикаций и архивов разных стран. В буквальном смысле слова, пройдя по дорогам своего героя, посетив места, где он бывал или сохранились его работы, Е.Хмельницкая обогатила свое исследование замечательными иллюстрациями произведений Судьбинина. Разнообразное наследие мастера, впервые показанное с такой полнотой, позволяют проникнуть в самую суть ее творческого процесса, когда легкие эскизы, начальные пробы, детали, порой не всегда удачные, превращаются затем в маленький «шедевр». Как это случилось, например, со скульптурной фигуркой танцующей Тамары Карсавиной. Этот миг летящего воздушного танца, так удачно схваченный Судьбининым, стал одним из символов русского классического балета. Однако мало кому известно, что эта знакомая всем фарфоровая статуэтка, «пережила» трудный, затяжной период своего создания, сопряженный с длительной перепиской между заказчиками и исполнителем, не всегда довольными друг другом. Полученный опыт работы с Императорским фарфоровым заводом в Петербурге, впоследствии очень пригодился Судьбинину, когда, навсегда обосновавшись во Франции, он стал работать для Севрской мануфактуры. Свои опыты с фарфоровой массой, ее пластическими возможностями, а также многоцветными керамическими глазурями Судьбинин продолжал всю жизнь. Об этом красноречиво свидетельствуют представленные в книге изображения его поздних работ 1930-х - 40-х годов. Исполненные в духе стиля Ар Деко, они, несомненно, несут черты собственного, индивидуального почерка своего создателя. То же можно сказать и о скульптурных произведениях Судьбинина, особенно это касается его серии портретов выдающихся деятелей России, Америки, Франции. Глядя на эти бюсты, изображающие известных композиторов, политиков, певцов, художников, становится понятно, почему великий Роден, считал Судьбинина одним из лучших своих учеников. Теперь и нам предоставляется возможность по достоинству, в полном объеме оценить наследие мастера, в полной мере отразившего в своем творчестве переломные моменты двух эпох: века XIX и XX.
Н.Ю. Гусева