В Государственной Третьяковской галерее, в залах на Крымском Валу, проходит удивительная по своим масштабам, количеству и уровню представленных экспонатов выставка из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Наряду с двумя ведущими музеями страны, особый вклад в осуществление данного проекта внесли сотрудники галереи «Триумф».
Авторы концепции указывают, что «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» – это выставка-манифест, которая обращается к общим государственно-культурным корням и формирует новые отношения между сакральным и популярным, современным обществом и историко-художественным наследием, самим отечественным искусством. Проект призван стать «лабораторией смыслостроения» – о русском человеке, культуре и стране. Название его не отсылает к исторической терминологии и не стремится определить какие-либо хронологические рамки. «Великий» здесь – маркер значения и наследия духовного места силы, объединяющего религию, культуру и ландшафт. Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» предлагает взглянуть на русскую историю в двух измерениях. Первое – глубоко личное, доступное через внутренний диалог, соотносимый со своими корнями, и открывающее установки, которые заложены в каждом из нас – кто здесь родился, вырос или говорит на русском языке. Второе предполагает «перезагрузку» истории через рассказ о формировании государства и его героях – знание персонифицируется, оживает, проникает в неизвестное и утверждает уникальность русского культурного пространства и пути его становления.
Апеллируя к глубинным внутренним переживаниям, выставка обращается к каждому зрителю и создаёт общее чувство сопричастности историко-художественному наследию Русской земли.
Особое значение и звучание проект приобретает в преддверии празднования 1000-летия Суздаля, первого летописного упоминания древнейшего центра Великого княжества.
«Когда проходишь по этой выставке, с трудом веришь своим глазам: огромное количество памятников относится к домонгольскому времени, и это редчайшие артефакты. Такой выставки не было никогда, и в ближайшие десятилетия повторить подобное будет сложно, – сказала Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (2015–2022). – Это тот редчайший случай, когда музей, представляя свою коллекцию на другой площадке, выдает всё, что обычно получить невозможно даже поодиночке. Для нас огромная честь принимать здесь древние памятники».
«Этот проект – приглашение к знакомству с нашей уникальной землёй через её историю и культуру, – отметила директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. – Нам бы хотелось, чтобы зрители относились к выставке не только как к представлению музейных шедевров, но стали немного археологами, открывателями – теми, кто совершит путешествие по страницам истории Владимиро-Суздальского княжества. А Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо станут не просто именами из учебника истории, а живыми людьми, которые творили, созидали на этой земле и благодаря которым остались уникальные памятники».
На открытие выставки пришли почётные гости.
Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щёголев поделился своими впечатлениями от увиденного: «Выставка удивляет: то, что казалось близким и знакомым, открывается неожиданно новыми гранями. Владимир и Суздаль – первые города, куда люди отправляются, чтобы познакомиться с историей, русской стариной. И, побывав там однажды, возвращаются вновь и вновь. Президент Владимир Путин недавно сказал: “...история и культура – это основа нашей идентичности, наших традиционных ценностей, воспитания подрастающего поколения. И база нашей государственностиˮ».
Статс-секретарь-заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова подчеркнула: «Подобные выставки случаются чрезвычайно редко – их крайне сложно организовать, собрать памятники такого уровня. Не побывать на ней невозможно, ведь здесь – ключ к пониманию нашей страны, нашего культурного кода».
Губернатор Владимирской области Александр Авдеев выразил надежду, что выставка станет для многих началом близкого знакомства с сокровищами Владимиро-Суздальской земли. «Мы не можем уменьшить расстояние до Суздаля, но с каждым годом приближаем его к Москве по времени – после запуска трассы М12 дорога займёт час с небольшим. В 2024 году будет много мероприятий, посвящённых 1000-летию Суздаля. А он такой один и прекрасен в любое время года».
В Москве показано около 600 экспонатов из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника, 200 из которых выставляются впервые, к примеру, покровы на гробницы княгини Анны Хованской (1633) и князя Ивана Шуйского (1638). Выставка включает несколько залов, большинство из которых посвящены той или иной музейной коллекции – иконы, книги, изделия из металла (в том числе клады), дерева, ткани, белого камня.
Пространство, предваряющее основную часть экспозиции, можно определить как своего рода пролог к выставке. В нём с помощью мультимедийных средств, инсталляций и работ современных художников, идёт погружение посетителей в контекст эпохи, событий и ключевых действующих лиц Владимиро-Суздальской Руси. Становится понятнее роль этих земель в формировании русского национального государства и значение исторических личностей, происходит подготовка к восприятию и пониманию наследия, экспонируемого в последующих пространствах.
На стене первого зала воспроизведена схема предлагаемого маршрута, напоминающая собой типовую проекцию древнерусского храма – центральное помещение (с двумя столпами), подобие подкупольного пространства, окружённого галереями – в данном случае небольшими тематическими залами. Здесь же перед посетителями предстают выдающиеся произведения из собрания музея – величественные Западные Златые врата Суздальского Рождественского собора XIII века, выполненные в технике огневого золочения, и так называемый Царь-фонарь (высотой почти 2,5 метра и весом 160 килограммов) – пятиглавый выносной фонарь конца XVII столетия из золочёной меди, который использовался в дни двунадесятых праздников. Трудно себе представить, но для переноски фонаря требовалось около десяти-двенадцати сильных мужчин! В просторных залах галереи эти исполины русской старины смотрятся монументально и величественно. Поражающие сознание реликвии задают тон для дальнейшего путешествия среди уникальных артефактов.
Бесспорными шедеврами Владимиро-Суздальского музея-заповедника являются иконописные образы. Особо следует обратить внимание на икону «Богоматерь Максимовская» (около 1299–1305 годов), создание которой связано с важнейшим историческим событием – переносом митрополитом Максимом киевской резиденции во Владимир, благодаря чему город на несколько десятилетий стал не только политическим, но и духовным центром Руси. Иконографический извод образа основан на предании о видении митрополитом Богородицы, преподнёсшей ему епископское облачение как символ благословения на служение во Владимире.
Московскому зрителю будет интересно увидеть один из древнейших списков конца XIV – начала XV века, созданный Андреем Рублёвым с иконы «Богоматерь Владимирская». Ныне подлинная икона хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, но до 1395 года она находилась во Владимире. Перенесение почитаемого образа в Москву было связано с желанием защитить город от надвигающейся угрозы – нашествия Тамерлана. Как известно, его войско, не дойдя до столицы, по неизвестным причинам повернуло обратно. Событие восприняли как чудо.
Среди других произведений посетители увидят самый ранний список иконы «Богоматерь Боголюбская» XVI века, а также работу Симона Ушакова и его ученика Андрея Владимирова – икону «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (1660), вложенную ими во Флорищеву пустынь (монастырь, особо почитаемый царём Алексеем Михайловичем и его сыном Фёдором Алексеевичем).
Андрей Рублёв (?). Икона «Богоматерь Владимирская». Конец XIV – начало XV века.Дерево, паволока, левкас, темпера. 102,2х69,6х7,2. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Икона-таблетка «Введение Богоматери во храм». Оборотная сторона: «Святые бессребреники Косьма и Дамиан, мученик Иаков Перский». Икона-таблетка «Богоматерь Одигитрия». Оборотная сторона: «Преподобные Варлаам Хутынский, Михаил Клопский и Димитрий Прилуцкий». Вторая половина XVI века. Холст, левкас, темпера. 24,8x19,5x0,3 (каждая). Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Помимо развития иконописного мастерства, с XII века Владимир по праву стал считаться одним из крупнейших центров книжного дела. Так, наравне с монументальными Златыми вратами и Царь-фонарём в отдельном зале экспонируется самая большая рукописная книга Европы – напрестольное Евангелие XVII века с гравированным окладом работы мастера Оружейной палаты Афанасия Трухменского (80 см в ширину и 107 – в высоту). Каждая страница книги склеена из четырёх листов бумаги, а ведь всего в ней 76 листов! Среди других редких книг выделяется и «Апостол» Ивана Фёдорова, первое датированное издание, напечатанное на территории Российского государства. День выхода в свет Апостола, 1 марта 1564 года, положил начало отечественной истории книгопечатания. А занимательные иллюстрации первого русского учебного пособия, Букваря Кариона
Истомина, безусловно, не оставят равнодушными не только детей, но и взрослых.
Невозможно не остановиться у фрагментов варварски разбитого в советское время колокола из Покровского монастыря в Суздале (произведение мастера-литейщика Прокофия Григорьева) и осколков колокола из суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Рядом в витрине представлен обломок древнейшего известного русского колокола XII–XIII века, чудом сохранившийся и найденный в ходе археологических раскопок 1995 года во Владимире. Сквозь столетия драматично звучит послание, выгравированное на серебряной водосвятной чаше (1594–1595), вложенной в собор Рождества Богородицы князем Иваном Ивановичем Шуйским. Обвиняя Бориса Годунова в смерти своего старшего брата Андрея, князь, полный негодования, в надписи проклинает боярина «в сей век, и в будущий».
Необычно и уникально смотрятся скульптурные опоры надпрестольной сени для обустройства захоронения преподобной Софии Суздальской, в миру Соломонии Сабуровой, первой жены великого князя Василия III. Деревянные ростовые образы символов евангелистов, поднятые на высоких постаментах, несомненно, приковывают взгляд зрителя.
Храмы Владимиро-Суздальской земли невозможно вообразить без рельефного убранства. Предметы из белого камня – подлинные резные элементы древних соборов и коллекция их слепков – вошли в экспозицию выставки. Было трудно представить, что показ белого камня в абсолютно белом пространстве окажется столь удачным решением. Однако, попадая в этот зал, невольно проникаешься величием и кристальной чистотой замысла мастеров древнерусского зодчества, изяществом и сокровенностью их произведений. Здесь же в центре экспонируется большой каменный крест середины XII века, а в пару к нему дана ярко переливающаяся в свете софитов небольшая пластиковая модель церкви Покрова на Нерли – инсталляция современного художника Ивана Репкина «Хрупкое / Вечное» (2023). Именно вблизи этой церкви когда-то и располагался крест.
Лев лежащий, смотрящий влево. Слепок. 1880–90-е годы. Гипс, металл, отливка. 40х58,5х8. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Орёл. Скульптура-опора надпрестольной сени с символами евангелистов. XVIII век. Дерево, металл, резьба. 197,5х60х42. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Евангелие напрестольное. Оклад мастера А. Трухменского. Последняя четверть XVII века. Москва. Бумага, рукопись, дерево, бархат, шелковая ткань; серебро, гравировка, чеканка, литьё, золочение. 107х80,5х7. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фрагмент выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли». Государственная Третьяковская галерея. Москва
Крест «Распятие». Конец XV – начало XVI века. Дерево, краска, резьба, роспись. 200х146х15. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Интересен мультимедийный зал, где представлены копии страниц с записями древних песнопений, сопровождающихся их исполнением. Интернациональные влияния, которые испытывало древнерусское церковное пение, отразились в предложенной звуковой реконструкции гимнографического текста стихири из службы Лазаревой субботы византийского и григорианского распевов. Также с помощью современных мультимедийных средств показаны фресковые циклы двух комплексов древнерусской монументальной живописи Владимиро-Суздальской земли. В Успенском соборе во Владимире сохранились росписи 1408 года Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Яркостью и богатством цветов поражают фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, выполненные костромской артелью художников во главе с Гурием Никитиным.
Богослужебные облачения. Фрагмент выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли». Государственная Третьяковская галерея. Москва
Царские врата. XVII век. Дерево, краска, резьба, роспись. Левая створка: 177х45,5х10, правая створка: 177х47х10. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Верхние ряды: часть клада дирхамов. Серебро, чеканка. 896–944 годы. Нижний ряд: монетные гирьки, использовавшиеся для контроля за допустимым весом дирхамов. Стекло, отливка. VIII–IX века. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Завершается выставка залом, посвящённым ландшафту, где на огромном экране демонстрируются живописные пейзажи Волго-Окского междуречья с непроходимыми муромскими и черниговскими лесами, окружающими величественные храмы и монастыри Владимирской епархии. Невольно вспоминается термин «пространственная икона», предложенный искусствоведом-византологом А.М. Лидовым1.
Выставка будет работать до 10 мая 2023 года. Посетить её стоит обязательно! И не только для того, чтобы увидеть сокровища Владимиро-Суздальской земли, но и задаться столь актуальными сегодня вопросами: «кто мы и откуда?», «что есть русское искусство?», «что есть наши корни?», «в чём заключается духовный код нашего народа?», «в чём наше предназначение?».
Примечание
1 О «пространственной иконе» и теории иеротопии см.: Лидов А.М. Русь и византийское наследие // Русское искусство. 2016. № 2. С. 28–37.
Фотографии предоставлены пресс-службами Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственной Третьяковской галереи, Владимирской епархии.