Керамическая кладовая в Измайлове

Керамическая кладовая в Измайлове

Лидия Чердинцева

Коллекция изразцов, хранящаяся в Московском объединенном музее-заповеднике, является самой крупной в нашей стране. Основу собрания составляют архитектурные и печные изразцы XVII–XVIII веков. В 2022 году в Измайлове было создано «Открытое хранение. Печи и изразцы», в экспозиции которого можно увидеть много интересного. В том числе декор несохранившейся церкви Святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду, фрагмент храмозданной надписи церкви Адриана и Наталии в Мещанской слободе XVII века. Также представлены расписные изразцы – настоящие керамические картины XVIII столетия, печи эпохи модерн, облицовочные плитки Д.М. Ципировича, способствовавшего возрождению майоликовой росписи в Италии в XX веке. Значительным украшением музейного собрания служит его крупнейший экспонат – расположенный неподалеку Покровский собор (1671–1679), который обильно декорирован переливчатыми изразцами.
Ключевые слова: Московский государственный объединенный музей-заповедник, коллекция керамики в Измайлове, печи и изразцы, открытое хранение, Д.М. Ципирович.


The Ceramics Collection in Izmailovo

Lidiya Cherdintseva

The Moscow United Museum Reserve collection of ceramic tiles, consisting mostly of 17th–18th century architectural and stove tiles, is the largest in the country. In 2022, the “Open Storage. Stoves and Tiles” was set up in Izmailovo displaying many interesting items, such as the décor of the lost Saint Parasceve Friday Church in Okhotny Ryad; a fragment of an inscription on the building of the Adrian and Natalia Church in Meshchanskaya Sloboda of the 17th century; ornamental tiles, which are essentially ceramic paintings of the 18th century; stoves of the Art Nouveau period; and facing tiles made by D.M. Tsipirovich, who promoted the revival of Majolica in Italy in the 20th century. The greatest treasure of the museum collection is its largest exhibit – the near standing Pokrovsky Cathedral (1671–1679) richly decorated with iridescent ceramic tiles.
Key words: Moscow State United Museum Reserve, collection of ceramics in Izmailovo, stoves and ceramic tiles, open storage, D.M. Tsipirovich.


Статья полностью
Покровский собор в Измайлове. 1671–1679. Московский государственный объединенный музей-заповедник

В июне этого года на территории Измайловского острова открылась экспозиция «Открытое хранение. Печи и изразцы». Коллекция «Изразцы», хранящаяся в Московском государственном объединенном музее-заповеднике, – самая крупная в стране, насчитывает свыше 14 000 единиц хранения. Ее основу составляют архитектурные и печные изразцы XVII–XVIII веков, а наиболее ранний памятник – фрагменты пола Десятинной церкви в Киеве – датируется X столетием.

Формирование коллекции началось с первых лет существования музея. Его основатель и первый директор – архитектор, реставратор Петр Дмитриевич Барановский – предполагал создать музей древнерусской архитектуры, поэтому строительные материалы и детали архитектурных памятников вызывали особый интерес.

Активное пополнение фонда происходило в 1920–30-е годы, когда уничтожались многие памятники XVII века, зачастую украшенные изразцовым декором. Понимая его ценность, сотрудники всячески старались спасти хотя бы те фрагменты, которые можно было транспортировать в музей. Собранные тогда предметы уникальны, ведь они сохраняют память об исчезнувших московских храмах XVII столетия – Николы в Столпах, Адриана и Наталии в Мещанской слободе, Козьмы и Дамиана в Садовниках, церкви Святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду… 

Обилие и разнообразие материала позволили создать экспозицию в формате открытого хранения, что предполагает свободное расположение экспонатов и доступность их изучения широкому кругу лиц. Предметы сгруппированы по хронологическому принципу, посетитель имеет возможность проследить этапы развития изразечного дела на Руси, познакомиться с многообразием сюжетов и мотивов, форм и композиций. По представленным в экспозиции фотографиям несохранившихся храмов легко определить, где находился изразцовый декор, понять его масштаб в соотношении с памятником. Также имеются снимки, повествующие об истории экспонирования изразцов в 1930–40-х годах, портреты П.Д. Барановского и его сподвижника, знаменитого фотографа Ф.И. Барщевского.

Объединенный музей-заповедник включает две старинные усадьбы XVII века: Коломенское и Измайлово. Для размещения данной экспозиции выбрали территорию Измайловского острова, и это не случайно. Здесь сохранились архитектурные памятники XVII столетия, фасады которых декорированы изразцами. В 1671–1679 годах при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был возведен Покровский собор. Пространство центральных закомар заполняют сетчатые композиции коврового стиля. В них знаменитый мастер Степан Иванов (Полубес) использовал мотив «павлинье око». 

Второй памятник XVII века – это гражданская постройка – Мостовая башня. Ее фриз украшен квадратными ширинками с раппортом из четырех изразцов. В центре каждого изображена «райская птица», а по краям расположена часть цветочной композиции, которая при соединении с соседним изразцом получает завершенный вид. Таким образом каждая из четырех птиц оказывается заключена в растительную рамку.

Период строительства указанных памятников по праву считается эпохой расцвета русского изразца, а архитектурный стиль этого времени часто называют московским узорочьем, одна из характеристик которого – обилие декоративных деталей. Многочисленные храмы Москвы XVII столетия, а также некоторые гражданские постройки были украшены яркими, переливающимися керамическими изделиями с изображениями цветов, растений, птиц и диковинных животных. По словам историка И.Е. Забелина, «цветные изразцы, зеленые и ценинные, можно встретить почти на каждой церкви, особенно которая строена в конце XVII столетия, когда вкус на подобные украшения был распространен более, нежели в какое другое время»1

Обращаясь к истории возникновения изразечного дела в нашей стране, мы находим его зарубежные истоки. Однако всякий раз, когда на русскую землю привносили новые изобразительные или архитектурные формы, они не оставались в застывшей прежней структуре, а были творчески осмыслены и переработаны оте-чественными мастерами. 

Предшественники русского изразца – керамические плитки и изразцы2 Западной Европы – были гладкими, в основном монохромными. Плитки ковром покрывали стены комнат и внешние фасады зданий, а изразцы – фасады печей и каминов. В странах Восточной Европы использовали полихромные рельефные изразцы, которыми, как правило, украшали печи.

Судьба русского изразца сложилась иначе. Известно, что в 1650-е годы патриарх Никон организовал первую крупную мастерскую по их изготовлению в Иверском монастыре на Валдае, а затем – в Новом Иерусалиме. Он привлек белорусских и польских мастеров, обладавших знанием технологий изготовления глухих цветных эмалей. Были разработаны своеобразные формы фасадных изразцов, архивольты, колонки, капители, а также большие раппортные композиции, позволявшие покрывать поверхности фризов, закомар, ширинок.  

В 1666 году патриарха Никона лишили сана, а мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря перевели в Оружейную палату Московского Кремля. В столице постепенно сформировались свои центры производства изразцов – Гончарная и Мещанская слободы, Оружейная палата. Сохранились имена некоторых керамистов: Степан Иванов (Полубес), Осип Старец, старец Ипполит. 

Собрание уникальных керамических икон, выполненных в мастерской Степана Иванова (Полубеса), представлено в залах открытого хранения в Измайлове. Это изображения четырех евангелистов из собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря и евангелиста Матфея из храма Святого Стефана за Яузой. 

Изразцы размещали высоко на фасадах архитектурных памятников, их восприятие происходило с большого расстояния. Это обусловило особенности русских изразцов: крупные размеры, высокий рельеф, сочность красок и их контрастное сочетание. Такой декор создавал яркий акцент, сочное цветовое пятно на стенах зданий и в городском пространстве в целом.

Отдельно стоит отметить декор несохранившейся церкви Святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Ее возвели на средства князя Василия Голицына в XVII веке на месте деревянной церкви. На первом этаже располагался храм во имя Параскевы Пятницы, а на втором – Воскресенский. Богатый князь мог позволить себе украсить строение полихромными изразцами, которые через столетия оказались скрыты от глаз под слоями штукатурки и масляной краски. В 1928 году памятник исследовал П.Д. Барановский. Раскрывая фрагменты внешнего убранства, архитектор обнаружил под толстым слоем штукатурки яркие изразцы с растительным орнаментом, которыми были сплошь облицованы барабаны глав и оконные наличники. Однако храм ждала печальная судьба: в ночь на 27 июня 1928 года бригада коммунальщиков обрушила три боковые главы. Через несколько дней реставраторам удалось отыскать среди обломков несколько относительно целых изразцов, а из некоторых даже сложить наличник. Все это П.Д. Барановский вывез в музей в Коломенском3. В экспозиции представлен оконный наличник, который состоит из двух колонн, выполненных в виде пальмовых стволов, увенчанных коринфской капителью. Колонны соединены полукруг-лой аркой, сложенной из двух изразцов.

В залах экспозиции можно увидеть комплекс изразцового декора церкви Адриана и Наталии (1688). Она получила наименование по приделу, а основной объем был посвящен апостолам Петру и Павлу. Храм располагался в Мещанской слободе (от польского – mieszczanin – горожанин), где проживали выходцы из Польши и Литвы, которые после Андрусовского перемирия 1667 года решили остаться в России. Здание было богато декорировано изразцами с самыми разнообразными сюжетами, в которых прослеживаются европейские мотивы и заимствования. 

Фриз состоял из двух рядов: в верхнем находились изразцы с изображением цветов (гвоздик, тюльпанов) и вазонов, в нижнем – с изображением розетки, их обрамляли валики. На колокольне располагалась керамическая храмозданная надпись, часть которой можно увидеть в залах открытого хранения.


 

Большой раздел экспозиции посвящен расписным изразцам XVIII века. Палитра цветных эмалей, техника росписи позволяли создавать настоящие керамические картины. Графическими источниками становились популярные печатные издания того времени: буквари, лубок, альбомы с гравюрами европейских художников. Мастера запечатлевали на изразцах людей в восточной или европейской одежде, сценки из жизни (нередко нравоучительного, потешного или любовного характера), птиц и зверей (олени, кони, медведи, львы, зайцы). Картинки часто сопровождали подписями: «читаю, а ладу не знаю», «всегда разумен», «иду до места своего», «иду в дом свой», «показую себе путь», «пою печально».

Материалы попали в музей различными путями. Например, известна история поступления керамической надписи, находившейся на колокольне храма Адриана и Наталии в Мещанской слободе. После разбора памятника в музей Всесоюзной академии архитектуры 27 февраля 1937 года было направлено письмо с просьбой о приобретении изразцов: «В связи с устройством в текущем году музеем “Коломенское” выставки по истории русской строительной керамики музею желательно получить облицованную изразцами главу и изразцовую надпись о построении с бывшей церкви Адриана и Наталии на 1-й Мещанской улице… Директор Никитин 27.2.1937»4. Ответ пришел уже через несколько дней: «Музей Архитектуры не возражает против получения Вами облицовочной изразцами главки и изразечной надписи о построении церкви Адриана и Наталии. Об изъятии и ассигновании на указанные работы Вам надлежит установить связь с Московским областным бюро краеведения, поскольку им был заключен договор со строительством Наркомсвязи на научную фиксацию указанного памятника. Директор музея Арнольд. 2.03.1937»5. А вот окончательно решить вопрос удалось только через два года. Сохранился документ, в котором указано: «Разрешить приобрести 300 штук по цене 2,50 к с общей суммой ассигнования 800 рублей. 26.06.1939 г.»6.


В 1980-е годы благодаря усилиям хранителя коллекции С.И. Барановой в музей поступили печи, камины финского и немецкого производства эпохи модерн. Сейчас некоторые из них можно увидеть на выставке. Камины с изящными металлическими дверками, выполненные на немецкой фабрике Meissen7, украшены растительными и цветочными мотивами. Изразцовая печь неоренессансного типа изготовлена на финской фабрике «ABO», которая имела свое торговое представительство в Петербурге. Такие изделия пользовались спросом от Санкт-Петербурга до Самары.

Отдельно стоит рассказать о собрании керамических расписных плиток мастера Д.М. Ципировича (1885–1946). Он учился в Париже, затем работал в Италии, смог возродить производство майолики на старинной фабрике в городе Деруте. Художник жил здесь четыре года и создал за это время около 200 произведений, в том числе наружные и интерьерные панно8. Сохранились воспоминания профессора и главного управляющего фабрикой Бертинии Калассо: «Способнейший в рисунке, он с большим успехом работал в области новых исканий хроматических эффектов в майолике и достиг того, что перевел с высшим вкусом на керамику шедевры итальянской и мировой живописи. 

Он заслуживает еще всяких похвал как весьма знающий и терпеливый преподаватель рисования и живописи ученикам и рабочим фабрики. Перуджа 24 октября 1927 год»9. В Деруте память о Д.М. Ципировиче берегут до сих пор, его имя носит одна из улиц города. 


В Россию, а вернее уже в СССР, Давид Миронович вернулся в 1927 году с желанием работать над грандиозными проектами. Он вошел в творческий коллектив мастерской Дворца Советов, где изготавливал образцы живописной керамики. 

Первоклассный рисовальщик, Ципирович виртуозно писал портреты и создал на керамических плитках целую галерею образов (в том числе портреты В.И. Ленина, А.М. Горького и других).

Большинство работ Д.М. Ципировича, выполненных в Италии, остались в этой стране, а часть из того, что мастер увез с собой в Россию, позднее вошла в собрание музея «Коломенское». Отрадно, что произведения художника экспонировались еще при его жизни. Как-то, посещая экспозицию, Давид Миронович обнаружил в витринах свои изделия с неверной атрибуцией, в связи с чем направил обращение в музей. В 1939 году получил от директора музея К.К. Рощина следующее письмо: «Согласно вашему заявлению, проверенному музеем, майоликовым плиткам, находящимся в экспозиции музея, дан следующий этикетаж: “Плитки с майоликовой живописью. Опытные работы Бюро Государственного института Силикатов 1928 г. Роспись исполнена итальянскими красками художником Д.М. Ципировичем”»10.

Панно с сюжетными изразцами. Москва. XVIII век. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. 69х72х10. Московский государст-венный объединенный музей-заповедник

Экспозиция «Открытое хранение. Печи и изразцы» предоставляет всем желающим замечательный шанс познакомиться поближе с этими и другими памятниками изразечного искусства. Можно смело говорить, что производство изразцов в России сложилось как национальное ремесло, в котором отразились душа народа, его представления о красоте, цвете и гармонии. 


Примечания

1 Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. СПб., 1853. С. 48.

2 Плитки – плоские керамические пластины; изразцы – керамические изделия в виде плит или криволинейных деталей, имеющие с обратной стороны коробчатый выступ – румпу – для крепления в кладке стены или печи.

3 Дудина Т. Другой Охотный ряд. URL:https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/14/drugoj-ohotnyij-ryad-8b.html (дата обращения: 12.07.2022).

4 Архив МГОМЗ. Оп. 1. Д. 115. Л. 84.

5 Там же. Л. 82.

6 Там же. Л. 86.

7 Фабрики организованы в 1855 и 1879 годах в городе Мейсене братьями Карлом и Эрнстом Тайхертам. На изразцах помещены клейма «Ernst Teichert Meissen» и «Offen. Meissen. Porzelan. Meissen».

8 Баранова С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. М., 2011. С. 402.

9 Архив МГОМЗ. Фонд Д.М. Ципировича.

10 Там же.



2043_open_cover.png
Новый номер