Когда речь заходит о старинных интерьерах, наряду с предметами мебели, декоративной бронзой, тканевым убранством непременно вспоминается фарфор. Прекрасные его образцы – детали обстановки и посуду второй половины XVII – начала XX века – можно увидеть на выставке «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых», которая проходит в Музее-усадьбе «Архангельское» (декабрь 2020 – декабрь 2021 года).
В конце XIII столетия изделия из фарфора, изобретенного в VII–IX веках в Китае, впервые попали в Европу. Ценившиеся порой выше золота, они принадлежали самым богатым и могущественным людям. Фарфор называли «белым золотом» и приписывали ему чудодейственные свойства. Несколько столетий европейцы пытались разгадать секрет материала, «который звонче нефрита и белее инея», по выражению китайского поэта. Но лишь в 1709 году это удалось саксонскому мастеру И. Бётгеру.
Почти два столетия изделия, привезенные из Китая и Японии, и исполненный в качестве подражания европейский фаянс были главным украшением интерьеров королевских дворцов. Каждое творение дальневосточных мастеров являлось дорогой, статусной вещью, редкой драгоценностью. Фарфор выставляли напоказ на открытых горках и консолях в парадных залах, ему посвящали отдельные интерьеры. В Китае и Японии приняли во внимание потребности европейцев и из ваз традиционных форм начали компоновать каминные гарнитуры. Число предметов в них колебалось от пяти до девяти. Обычно вазы находились на каминной полке, иногда на полочках-консолях. Впоследствии стало тенденцией помещать там зеркало, а маленькие консоли с фарфором – блюдами и вазочками, тарелками и чашечками-бойль – вокруг его рамы.
Свод зала во Дворце Сантос. Лиссабон. Современная фотография
Ваза-кувшин из каминного гарнитура. Германия, Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1760 года. Фарфор; роспись надглазурная, позолота; оправа – золоченая бронза. 58х36. © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Тарелка с изображением канатоходца. Китай. Частные мастерские (?) Рубеж XVIII–XIX веков. Фарфор, эмали; роспись надглазурная полихромная. Диаметр 23,3 см. Музей-усадьба «Архангельское»
Ваза «с лентами». Франция. Севрская фарфоровая мануфактура. Около 1770 года. Мягкий фарфор; полихромная роспись, золочение. 41,4х18,7. © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Самым впечатляющим воплощением культа фарфора в Европе должен был стать Японский дворец в Дрездене, величественный по замыслу и масштабу. К сожалению, этот план не осуществился. Обладатель богатейшего собрания саксонский курфюрст Август II Сильный собирался разместить в специально отведенном здании непревзойденные изделия дальневосточных мастеров, а также модели собственной мануфактуры – мейсенский фарфор.
Интересный ансамбль был создан в интерьере старинного Дворца Сантос (Дворца маркизов Абрантеса) в Лиссабоне, чудом уцелевшего после знаменитого землетрясения 1755 года. Здесь сохранился уникальный пирамидальный свод, полностью покрытый китайским фарфором: блюдами и тарелками разной величины2.
Если в первой трети XVIII века дальневосточный фарфор украшал интерьеры, то с середины столетия его начали использовать и для сервировки стола. Наряду с китайскими и японскими блюдами в домах знати бытовали майоликовая посуда и дельфтский фаянс. Эти тенденции после второго европейского путешествия царя Петра I проникли и в Россию.
В царских резиденциях стали появляться интерьеры, наполненные фарфором. В 1717–1723 годах был создан Лаковый (Китайский) кабинет дворца Монплезир в Петергофе. В 1753-м Франческо Бартоломео Растрелли спроектировал декорацию стены для Большого китайского зала Екатерининского дворца в Царском Селе, где ведущая роль отведена фарфору. Антонио Ринальди в 1758–1762 годах работал над отделкой стены буфетной дворца в крепости Петерштадт в Ораниенбауме. Он же в 1774-м продумывал убранство Фарфорового кабинета Катальной горки в Ораниенбауме, особое внимание уделив уже европейской пластике.
В последней трети столетия отношение к китайским и японским изделиям стало более спокойным. Это связано с появлением качественного европейского фарфора. Однако полностью интерес к восточной продукции не угас. Более того, в культуре (и в частности, в фарфоре) возник стиль шинуазри (китайщина): возводились чайные домики, парковые беседки, создавались китайские павильоны и комнаты.
Городские дворцы и усадебные постройки, принадлежавшие князьям Юсуповым, не были исключением. Начиная с правления Анны Иоанновны основные модные тенденции находили воплощение в оформлении их домов. Комнаты с элементами шинуазри, наполненные китайскими и японскими изделиями, имелись в петербургском на Фонтанке и московском у Красных ворот домах Бориса Григорьевича Юсупова3, в подмосковном Спасском, имении Ирины Михайловны Юсуповой, и даже в Архангельском. В антресольном этаже Большого дома усадьбы в 1810-х годах были устроены апартаменты, обставленные «китайской черной (чернолаковой. – Н.Б.) с золотом мебелью». Их украшали шелковые ширмы, бронзовые китайские фигуры и фарфор. Все это убранство погибло при пожаре в январе 1820 года.
Николай Борисович, купив в 1810 году Архангельское, перевез туда часть собранного родителями китайского и японского фарфора. Пяти- и трехчастные сеты (комплекты) японских ваз, крупные блюда наряду с картинами западноевропейских художников находились в помещении картинной галереи, в западном придворцовом флигеле. Часть посуды хранилась в кладовых: известно, что для подачи десертов использовались тарелки с изображением канатоходцев и бродячих актеров (конец XVIII века; по описям таковых насчитывалось более 60 штук). Этим тарелкам нашли еще одно применение, украсив своды Китайской комнаты в московском доме в Харитоньевском переулке. Вероятно, на подобное решение князя вдохновили португальские впечатления. Во время своего первого путешествия по Европе в 1776 году Николай Борисович, сопровождаемый маркизом де Помбалом4, мог видеть в Лиссабоне интерьеры Дворца Сантос.
Семейное собрание Н.Б. Юсупов пополнил прекрасными образцами европейского фарфора. Прежде всего интерьерного: уникальные севрские вазы-ароматницы 1758–1760-х годов, ваза с росписью в стиле шинуазри и военная ваза Севрской мануфактуры. Внимания заслуживают мелкая пластика и эффектная ваза-кувшин в бронзовой оправе середины XVIII века из каминного гарнитура – работы знаменитой мануфактуры Мейсена.
«Ступив за твой порог, // Я вдруг переношусь во дни Екатерины. // Книгохранилище, кумиры, и картины…»5 Хотелось бы продолжить пушкинские строки: и вазы, и сервизы… «свидетельствуют мне…» о том, какую важную роль они играли в интерьерах XVIII века. В старинных документах вазы называли «фарфором комнатным» – в отличие от фарфора столового, десертного и чайно-кофейной посуды, предназначенных для сервировки.
«Во дни Екатерины» редко какой-либо дворцовый интерьер обходился без севрского фарфора. Большая часть ваз разнообразной конфигурации и декора, богатых оттенков крытья – цветного фона на поверхности изделий из мягкого фарфора, играла роль декорации, украшения, не неся никакой функциональной нагрузки. Только вазы-ароматницы имели практическое назначение. В них находились специально подобранные композиции из сухих или слегка смоченных растительных компонентов, необходимые для освежения воздуха в гостиных. Чаще же всего в конце XVIII – начале XIX века к фарфоровым изделиям относились как к «мемориям» – памятным предметам, связанным с какой-то личностью или событием. Нередко они служили прекрасным дипломатическим презентом или подарком по случаю дня тезоименитства или коронации.
А.А. Редковский. Интерьер Большой ротонды в Юсуповском дворце на Мойке. 1867. Бумага, акварель. 25,1х32,4. © Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Р-44003.jpg
Говорить о коллекционировании в современном понимании этого слова – как о тематической подборке произведений – применительно к XVIII столетию некорректно. Фарфоровую посуду приобретали, руководствуясь прежде всего своим вкусом. В шкафах хранились изделия известных мануфактур, сервизы, созданные по моделям прославленных модельмейстеров, но эти предметы предназначались просто для сервировки стола. С большим основанием на роль коллекционного мог претендовать комнатный фарфор, которым украшали камины и консоли: декоративные вазы, светильники, мелкая пластика. Как правило, это были раритетные вещи, связанные с каким-то событием или персоной или увлечением владельца. Его эстетические и исследовательские интересы отражали наполнявшие кабинет книги, предметы искусства, естественнонаучные собрания. Так, в одном из интерьеров южной анфилады Большого дома в Архангельском, в кабинете Н.Б. Юсупова, помимо картин, скульптуры и гравюр был представлен саксонский фарфор. На камине стоял гарнитур из двух ваз-кувшинов и центральной вазы с двумя ручками (Мейсен. Около 1760 года). Все три изделия были заключены в золоченую бронзовую оправу работы парижских бронзовщиков (ныне они хранятся в Государственном Эрмитаже).
Особую ценность имел и севрский гарнитур, находившийся в Большом кабинете Николая Борисовича в московском доме. Это «Ваза “с лентами”» (около 1770) и «Парные вазы с крышками» (1777) – в форме «котелка».
Пережив триумф в XVIII веке, фарфор не утратил своей популярности и в дальнейшем. Новый всплеск увлечения им пришелся на вторую треть XIX столетия и совпал с эпохой историзма.
В XIX веке китайский фарфор украшал интерьеры петербургского дворца Юсуповых на Мойке. Так, в Большой ротонде в 1850-е годы, судя по акварели В.С. Садовникова, находились вазы XVIII века. В 1860-е их сменили высокие белые вазы с изображением «сорока несравненных», которые запечатлел А.А. Редковский. Они были приобретением уже вдовы Бориса Николаевича Юсупова, Зинаиды Ивановны Нарышкиной, графини де Шово. Позже эти вазы перевезли в Архангельское и установили в парадной столовой Большого дома.
Произведения керамического искусства, вазы восточные и европейские, люстры и торшеры из бронзы и мейсенского фарфора украшали Литейный дом Зинаиды Ивановны. Интерьеры особняка запечатлел в своих акварелях В.С. Садовников.
К началу ХХ столетия многие предметы, помимо комнатного фарфора, украшавшего парадные залы юсуповских домов, дворцов и дач, получили статус раритетов и перекочевали из буфетных и кладовых в специально созданные шкафы-витрины, чтобы исполнять новую для них роль – коллекционных произведений. Такова была участь севрского сервиза XVIII века, который наравне с раритетами из серебра выставлялся в Николаевском зале дворца на Мойке. То же произошло с юсуповским фарфором. Изделия, расписанные в Архангельском в 1818–1831 годах, молодой князь Феликс в 1910-х годах перевез в Петербург и разместил в двух больших витринах в Аметистовой столовой.
Фрагмент экспозиции выставки. Фарфор с росписью мастерской князя Н.Б. Юсупова. Роспись на белье завода А.Г. Попова.Чашка с портретом Н.Б. Юсупова и блюдце. Фарфор; надглазурная роспись, роспись золотом, позолота, цировка. Чашка: высота 17,6 см; блюдце: диаметр 18 см. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». МоскваЧашка с блюдцем из чайного сервиза «tet-a-tet» с вензелем «PNY» и гербом князя Н.Б. Юсупова. 1831. Чашка: высота 6,6 см; блюдце: диаметр 12,4 см. © Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Фрагмент экспозиции выставки. Раздел «Фарфоровое заведение князя Юсупова». Витрина с фарфором, украшенным миниатюрными повторениями картин из собрания Н.Б. Юсупова. Музей-усадьба «Архангельское»
Тарелка десертная с миниатюрой «Княгиня З.Н. Юсупова, чита-ющая на веранде». Германия, Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфак-тура. 1900-е – 1910-е годы. Фарфор; рельеф, роспись надглазурная поли-хромная, золочение, цировка. Диаметр 23 см. Музей-усадьба «Архангельское»
Итак, история собрания семьи, пять поколений которой в течение 200 лет пополняли свои сервизные кладовые и приобретали редкие произведения из фарфора, позволила рассказать об истории этого удивительного материала, показать, что он может не только иметь утилитарное назначение, но также являться и декоративным элементом интерьера, и предметом коллекционирования.