Экскурсионно-просветительская работа как явление культуры
Ольга Морозова
В 1920-е годы в России сформировалась отечественная экскурсионная школа с индивидуальным подходом к просветительской деятельности. В ведущих художественных институциях страны были апробированы экспериментально новые концепции и системы работы с аудиторией, впервые получившей доступ к художественным произведениям. Образовалось два центра по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела – московская и петроградская школы. Расцвет экскурсионного дела стал возможен благодаря многим специалистам дореволюционного времени, среди которых выделяются: основатель петербургской школы медиевистики И.М. Гревс, историк и литературовед Н.П. Анциферов, искусствовед А.В. Бакушинский. Каждый представитель внёс мощнейший вклад в развитие культуры, высоко подняв престиж экскурсии как таковой. При всей самобытности авторов в данной статье всё же выделяется ряд обобщающих направлений в поисках их методов, которые остаются рабочими и в современном мире.
Ключевые слова: экскурсионная школа, просветительская деятельность, А.В. Бакушинский, И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Н.А. Гейнике.
Excursion and Public Education Activities as a Cultural Phenomenon
Olga Morozova
The excursion school formed in Russia in the 1920s was distinguished by its special approach to public education: innovative concepts and systems of working with audiences new to works of art were experimentally tested at leading art institutions of the country. Two centers – the Moscow and Petrograd schools – were formed to develop the theory, methods and practices of excursion activities. The upsurge of excursion studies became possible thanks to many pre-revolutionary specialists, such as the founder of the Saint-Petersburg school of medievalism I.M. Grevs, historian and literature scholar N.P. Antsiferov and art historian A.V. Bakushinsky, each of whom had greatly contributed to the development of culture, having enhanced the status of excursion per se. Despite the distinctive features of their research, the author of this article identified some common trends in their search for systems and processes (,) which are still being applied in the modern world.
Key words: excursion school, public education activities, A.V. Bakushinsky, I.M. Grevs, N.P. Antsiferov, N.A. Geinike.