Третьяковская галерея сегодня – крупнейший музей национального искусства, хранящий произведения русской живописи, скульптуры, графики с XI века до наших дней. Разговор о галерее и ее богатейшей коллекции может иметь различные аспекты. На рубеже двух юбилейных годов – 2021 и 2022, ознаменованных 165-летием с создания Третьяковской галереи и 190-летием со дня рождения П.М. Третьякова, – еще раз хочется вспомнить об основателях музея – московских купцах Павле (1832–1898) и Сергее (1834–1892) Михайловичах Третьяковых1. Символично, что именно в этом году галерея открывает Музей Павла и Сергея Третьяковых в Замоскворечье, в 1-м Голутвинском переулке, в доме, где они родились и провели детские годы2.
Семья принадлежала к старинному купеческому роду, корни которого уходят в Малый Ярославец. В конце XVIII века московский купец 3-й гильдии Захар Елисеевич Третьяков, дед будущих коллекционеров, «в приходе церкви Николая Чудотворца что в Голутвине» на Бабьем городке приобрел собственный дом, который со временем достался одному из сыновей – Михаилу.
О Михаиле Захаровиче известно не так много. Торговое дело вел успешно. В 1831 году женился на Александре Даниловне, урожденной Борисовой. По свидетельству священника Петра Степановича Шумова, семья была православного вероисповедания3. Все разговоры о старообрядчестве Третьяковых не имеют под собой ни малейших оснований.
В доме, наследованном от отца, у Михаила Захаровича и Александры Даниловны родились старшие сыновья – Павел и Сергей, а затем еще трое. Неслучайно за домом закрепился статус родового гнезда Третьяковых. Со временем небольшое строение оказалось тесным, и семья арендовала жилье поблизости. А в 1851 году приобрела дом в приходе церкви Святителя Николая в Толмачах, ставший впоследствии ядром знаменитой Третьяковской галереи.
С.М. Третьяков. 1879–1880. Государственная Третьяковская галерея. Москва
П.М. Третьяков. Не позднее 1871 года. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Судьба родового дома Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке типична для московских домов допожарной Москвы и в то же время уникальна. Поначалу он был одноэтажным, имел мезонин, позже пристроили ризалиты. В документах первой трети XIX столетия здание проходит то как одноэтажное, то как двухэтажное, видимо, путаница возникала из-за мезонина, который не раз расширяли. Неизменным оставалось определение: «низ каменный, верх – деревянный»4. В 1853–1857 годах ветхий второй этаж снесли и возвели новый, нижний переделали под квартиры, их стали сдавать в аренду. В разное время на прилегающей территории находились фабричный корпус, сушильня, бани, конюшня, сараи, погреба и многое другое. В 1870-е построены небольшие домики дворника и садовника. В течение всего XIX столетия здание ремонтировали и перестраивали, к чему иногда подключался муж сестры Софьи архитектор А.С. Каминский. Владение Третьяковых представляло собой усадьбу московских купцов среднего достатка эпохи становления предпринимательства в России. Ныне дом является редким памятником архитектуры, иллюстрирующим историю и быт московского купечества XIX века.
После смерти Павла и Сергея Третьяковых дом перешел по наследству к их детям, внукам, преемникам. В 1918 году его национализировали и разделили на коммунальные квартиры. В начале 1970-х, когда началось активное благоустройство территории вокруг строящегося музейного комплекса на Крымском Валу, дом расселили, поставили на историческую реконструкцию и передали в ведение Третьяковской галереи. В 1992 году он получил статус памятника истории и культуры регионального значения, но потребовалось много усилий и времени на осмысление и создание концепции будущего музея.
Сегодня дом представляет собой образец московской деревянной архитектуры второй трети XIX столетия, сохранивший элементы поздней классики. Его отличает соразмерность частей и сомасштабность человеку. Внешний вид прост и лаконичен. Исходя из планов и архивных документов, можно сделать вывод, что в основе лежали конструктивные особенности здания, возведенного в конце XVIII столетия, и постройки московского деревянного ампира второй трети XIX века. Архитекторы, исследовавшие дом в 1980-е годы, обнаружили редкую для ампира черту: по восточному фасаду, выходящему в Голутвинский переулок, располагалось четное количество окон (обычно особняки того времени имели нечетное количество)5. Объясняется это тем, что дом пережил не одну перестройку. Восточный и южный парадные фасады обшили под «руст», западный и северный остались без обшивки. В некоторых комнатах печи встроили в стены. Чтобы зрительно не дробить небольшие пространства помещений, изразцы красили в цвет стен, а не покрывали поливой6.
В 2015 году началась разработка концепции нового музея. По типологии объект должен относиться к мемориальным музеям. Но в этом случае исторический памятник и его интерьеры необходимо сохранять в изначальной подлинности, а голутвинский дом времен братьев Третьяковых полностью утратил свой облик. Использовать стратегию воссоздания также не представлялось возможным по причине отсутствия воспоминаний о бабье-городском имении и семейных предметов-меморий, относящихся ко времени жизни в этом доме. Кроме того, братья Третьяковы провели в нем лишь первые годы детства, а период становления личности и зрелости – в особняках, соответствующих изменившемуся статусу (Сергей – на Пречистенском бульваре, Павел – в Лаврушинском переулке).
В последние годы в разных странах созданы музеи, более широко трактующие понятия «мемориальность» и «подлинность». Они дают представление о стиле, эпохе или образе жизни, однако при этом используются вещи, необязательно находившиеся здесь первоначально: либо копии оригиналов, либо подлинные предметы, но имеющие отношение не к дому, а к личности, которой посвящен музей. Такие объекты называют репрезентативными историческими домами. Их ценность определяется не столько экспонатами, обладающими самостоятельным значением, сколько созданной атмосферой. При этом чтобы объект культурного наследия стал уникальным музеем нового типа с сохранением его исторических особенностей и своеобразия, он должен отвечать передовым инженерным и музейным технологиям и быть привлекательным для самого взыскательного посетителя.
Музей Павла и Сергея Третьяковых создавался именно как репрезентативный исторический дом. Образ братьев, с детства связанных с этим местом, будет той притягательной силой, которая позволит посетителю пробудить воображение и желание познать мотивы и устремления героев. Каждая комната – своего рода сцена для организации показа той или иной темы. Концепция и сценарий экспозиции, опираясь на музейные предметы, связанные с жизнью Павла и Сергея Третьяковых, и учитывая ограничения, привносимые предметом охраны, должны были раскрыть все богатство смыслов этого места и дома.
Основной проблемой создания музея стало модернизирование технического состояния и инженерного оснащения здания. Необходимо соблюдать все нормы инженерной безопасности, организовать комфортную среду для проведения интеллектуального досуга и обеспечения прав публики, в том числе людей с ограниченными возможностями, создать оптимальные параметры внутреннего климата для долговременной сохранности музейных экспонатов различного вида.
Интерьеры первого этажа после реставрации. 2021. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Интерьеры первого этажа после реставрации. 2021. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Особую сложность представляла разработка концепции технического оснащения здания небольшой площади новым инженерным оборудованием, без сокращения при этом возможного экспозиционного и полезного пространства.
Проблему усугублял и тот факт, что к моменту начала работ по созданию музея все наружные инженерные коммуникации были утрачены, прокладка линий электро-, водо-, теплоснабжения, канализации осуществлялась с нуля. Чтобы выполнить это в условиях плотной городской исторической застройки и наличия многочисленных охранных зон, приходилось применять сложные технологии.
Основные работы по реализации проекта «Реставрация и приспособление объекта культурного наследия регионального значения “Дом, в котором родились и до 1846 г. жили: основатель Третьяковской галереи – П.М. Третьяков и видный деятель московского городского самоуправления – коллекционер С.М. Третьяков” под музей современного типа», планомерно велись с 2018 года. Но до этого были написаны концепция музея и сценарий экспозиции, разработаны проекты реставрации и приспособления, дизайн экспозиции и общественных пространств. В 2021 году завершен проект благоустройства территории (его проводит группа компаний «КРОСТ»). Стоит отметить, что все работы осуществлялись на пожертвования Александра Тынкована, средства эндаумента и Попечительского совета Третьяковской галереи, Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова.
Сегодня снаружи музей выглядит как московский купеческий дом середины XIX века (низ каменный, верх деревянный). Реставраторам удалось сохранить масштаб помещений с невысокими дверями, узкими лестницами, небольшими комнатами на первом этаже, а также выделить некоторые архитектурные элементы: оригинальную кирпичную кладку и деревянную дранку на стенах, фрагмент полуподвального помещения (оно демонстрируется через стеклянный пол). Сам дом становится наряду с музейными предметами объектом показа и рассказа о семье Третьяковых.
Здесь ярко, с исчерпывающей полнотой и убедительностью представлены жизнь братьев Третьяковых, тесная связь с Москвой, вклад в дело коллекционирования и меценатства, значимость их деятельности для города, страны и мира в целом, а также история Третьяковской галереи на фоне истории коллекционирования искусства в России. Общее экспозиционное решение – разделение экскурсионного рассказа, исследовательские «лаборатории» для посетителей на первом этаже и экскурсионного показа, «театр вещей» – на втором.
Интерьеры второго этажа после реставрации. 2022. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Интерьеры второго этажа после реставрации. 2022. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Интерьеры второго этажа после реставрации. 2022. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фотография Ю.А. Захаровой
На первом этаже представлены многочисленные архивные документы и фотографии, заключенные в мультимедийные программы, переведенные в цифру и составляющие разделы: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». Интерьер полностью лишен какой-либо мемориальной предметности, максимально условен и решен по контрасту с экспозицией второго этажа. Видеофильмы, исторические таблицы, хроники событий жизни и шире – истории России, последовательно раскрывают предпринимательскую, благотворительную сферу и главное дело жизни Третьяковых – создание картинной галереи. Каждая из лабораторий-разделов первого этажа содержит три слоя информации: кураторский текст (первый слой, вводящий посетителя в предмет исследования); экспозиция со сменяющимися мультимедийными проекциями (второй слой, погружающий в тематическое разнообразие исследования); материалы, представленные на сенсорных экранах и интерактивных выдвижных плоскостях выставочных конструкций (третий слой, предоставляющий возможности для самостоятельной исследовательской работы посетителя).
«Семейный альбом», первый зал музея, это рассказ о роде Третьяковых и об именитых представителях семьи, их участии в общественной и культурной жизни второй половины XIX – первой половины XX века.
Зал «Архив предпринимателя» знакомит с эволюцией семейного бизнеса: от торговли и операций по закупке льна – к переработке льна и продаже текстиля, учреждению Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Материалы позволяют узнать о технологии производства и организации труда на мануфактуре, социальной политике, а также достаточно полно представить благотворительные инициативы Третьяковых. На картах Костромы и Москвы показаны объекты, связанные с именами братьев в двух городах.
Отдавая дань главному деянию Третьяковых, авторы концепции самый большой зал первого этажа назвали «Каталог коллекции». Этапы формирования коллекций Павла и Сергея Третьяковых, создания ими общедоступной галереи отражает «Лента времени» – хронология развития частного собрания в музей национального значения. Важные даты из истории коллекционирования Третьяковыми, основные приобретения, участие произведений в международных выставках, расширение дома в Толмачах соотнесены с событиями художественной жизни России и мира 1850–90-х годов. Экспозиция не только позволяет узнать историю создания галереи, но и раскрывает принципы общения Третьяковых с художниками, факты, которые предшествовали приобретениям, мнения современников. В конце 1880-х годов Г.Г. Мясоедов первым из современников подчеркнул исключительность собрания Павла Михайловича: «Третьякову мы обязаны созданием русского исторического музея, и косвенно русской школы. <…> Я еще не знаю, созрела бы идея Русского музея в Питере, если бы его уже не имели в галерее Третьякова»7. Стасов назвал ее музеем европейского уровня8 и поставил в один ряд с музеями, в которых хранились произведения не только отечественных мастеров, но и художников других стран.
Второй этаж – «царство» подлинности (кабинет Павла Третьякова, кабинет Сергея Третьякова, зал-гостиная). Кабинеты восстанавливаются на условные 1870–80-е годы. Показ строится как погружение в атмосферу жизни Павла и Сергея Третьяковых. Это своего рода «портрет» коллекционеров, реконструи-рованный из произведений, входивших в собрания братьев, обнаруживших близость их устремлений и разность характеров. Редкие мемориальные и архивные предметы составляют «театр вещей», показывающий их профессиональную деятельность, увлечения и взгляды, воссоздающий их быт и нравы, перипетии семейной жизни. Зритель сразу сможет определить в экспозиционном комплексе подлинные мемориальные предметы, чему способствует художественное решение.
Включенные в экспозицию живопись, скульптура, графика, книги, мебель, немногие предметы обихода имеют безупречную историю бытования, происходят из семьи коллекционеров, носят мемориальный характер и призваны воссоздать атмосферу жизни.
Противополагание в экспозиции присутствует не только между первым и вторым этажами, но и между левой и правой анфиладами комнат на втором этаже, объединенными общей музыкальной гостиной. Не только страсть к коллекционированию и любовь к музыке связывала братьев Третьяковых, они были безупречными деловыми партнерами, сумевшими сохранить уважение и доверие друг к другу до конца своих дней. Произведения, украшающие стены гостиной, обнаруживают эстетические предпочтения каждого. В левой и правой анфиладах, где находятся кабинеты коллекционеров, сознательно выстроено противопоставление характеров и образа жизни Павла и Сергея.
Н.В. Неврев. Воспитанница. 1867. Холст, масло. 61х76,6. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Теодор Руссо. В лесу Фонтенбло. Холст, масло. 64х54. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва
А.М. Максимов. Богоматерь с младенцем. 1846. Холст, масло. 227х125. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Констан Тройон. Овцы. 1850-е годы. Дерево, масло. 30х39. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва
Старший Третьяков строго держался заявленного им постулата: «…ведь недаром же я купец, хотя часто и имею антикупеческие достоинства»9, не раз открыто заявлял о своей «антипатии к мундиру», не скрывал недовольства при получении звания коммерции советника. Павел Михайлович вел довольно замкнутый образ жизни, был молчалив и сдержан в словах и поступках, общественной деятельностью занимался менее брата. Он очень ценил время, сторонился шумных гостей, избегал праздного времяпрепровождения, все свои силы посвятил созданию картинной галереи. Он был прежде всего человеком дела, очень цельным человеком, который мог позволить себе сказать: «Слово мое было крепче документа!»10
Сергей Михайлович активнее, нежели старший брат, был включен в общественно-политическую жизнь города, вращался в правительственных кругах, как гласный Московской городской думы участвовал во многих законопроектах, избирался московским городским головою. Он имел множество знаков отличия, наград и орденов, дослужился до действительного статского советника, получив потомственное дворянство. Сергей Михайлович приступил к коллекционированию позже брата, в начале 1870-х годов, и в основном интересовался современной западной живописью. Коллекция младшего Третьякова, не столь многочисленная, хранилась в особняке на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевский бульвар, 6) и была открыта только для знакомых и по рекомендации, другими словами – существовала как закрытое частное собрание. Напротив, коллекция старшего Третьякова, располагавшаяся в Лаврушинском переулке, с момента учреждения задумывалась как музейная и с начала 1880-х годов стала доступной для широкой публики.
Небольшие, по сути камерные, помещения экспозиций первого и второго этажей определяют и особый режим посещения музея. Он ориентирован на индивидуального посетителя или на прием малых групп. Современные технологии, использование которых обусловлено и особенностями здания, и условиями экспонирования документов, позволяют каждому выбрать свой маршрут и желаемый уровень погружения в богатый исторический материал.
Уникальность экспозиционного решения, акцент на доме и архитектуре как полноправном музейном объекте позволили создать место, где различные по возрасту, опыту, подготовленности посетители смогут найти доступный способ познакомиться с судьбами основателей галереи Павла и Сергея Третьяковых и убедиться, что деятельность старшего брата в области коллекционирования, его завещание 1860 года и новые идеи, привнесенные в художественное собирательство, несомненно, обозначили поворотный этап в истории русской культуры второй половины XIX века. Именно Павел Третьяков служил образцом и примером для коллекционеров следующего поколения конца XIX – начала ХХ века (С.И. Щукина, братьев М.А. и И.А. Морозовых, братьев Рябушинских, А.А. Бахрушина, И.С. Остроухова и других).
Среди отечественных коллекционеров Павел и Сергей Третьяковы, вставшие в авангарде собирательства и музейного строительства в России XIX века, заняли особое положение. Приобретение картин не было для них способом приумножения капитала, преодоления «статусной второсортности» (как порой воспринимают купеческую благотворительность), удовлетворения личных амбиций или коллекционерской страсти. Это осознавалось как дело всей жизни, необходимое русскому обществу, и подкреплялось уверенностью в оправданности избранной цели. Братья всю жизнь поддерживали друг друга не только в предпринимательской, но и в благотворительной деятельности, при этом каждый оставил свой след в истории русской художественной культуры и родного города.
Примечания
1 Семье Третьяковых был посвящен специальный номер журнала. См.: Русское искусство. 2008. № 1.
2 В силу ряда обстоятельств открытие состоится в начале 2022 года
3 Шумов П.С., священник. Из воспоминаний о Павле Михайловиче Третьякове // Душеполезное чтение: ежемесячное издание духовного содержания. 1899. Февраль.
4 ОР ГТГ. Ф. 8.ХI. Ед. хр. 194. Л. 27, 29.
5 Там же. Ед. хр. 193. Л. 6.
6 Там же. Л. 14.
7 Цит. по: Шувалова И.Н. Предыстория // Государственный Русский музей. Из истории музея. СПб., 1995. С. 22.
8 В.В. Стасов. Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений. Т. II. М., 1954. С. 379.
9 Переписка И.Н. Крамского: И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869–1887. М., 1953. С. 122.
10 Письма И.Е. Репина. Переписка с П.М. Третьяковым. М.–.Л., 1947. С. 123.