№ 4/2022
ОТ РЕДАКТОРА
Елена БехтиеваГлавный редактор
Провожая 2022 год, мы хотим одним читателям напомнить, а другим рассказать о том значительном, что произошло в культурной жизни страны, поделиться впечатлениями от событий, к которым сами оказались причастны.
Радуемся, что празднование 75-летия Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева проходило с участием Геннадия Викторовича Попова, многолетнего директора (1994–2016), интервью с ним – первая публикация выпуска. Гордимся, что на открытии памятника Анне Ивановне Зеленовой, спасительнице богатейшей коллекции Павловского дворца в годы Великой Отечественной войны, собрались представители музейного сообщества, жители города – многие благодарные потомки.
Посвящаем ряд статей 190-летию со дня рождения Павла Михайловича Третьякова, уделяя внимание его художественной деятельности (лидирующая роль среди выдающихся коллекционеров) и семейной жизни (мемориальные предметы в Музее Павла и Сергея Третьяковых). Впервые публикуем ранее неизвестные фотографии П.М. Третьякова, недавно оказавшиеся в поле зрения редакции.
Знакомим с издательским проектом «История Третьяковской галереи. XX век» – двумя новыми томами, охватывающими период 1913–1925 годов и подготовленными музеем к 150-летию И.Э. Грабаря – художника, ученого, общественного деятеля.
Приглашаем на действующие выставки «Из виртуального в реальное» и «Дягилев. Генеральная репетиция», проходящие в ГТГ на Крымском Валу, искусством организации и предысторией которых делятся их кураторы – авторитетные экспозиционеры.
Говорим о многообразии национальных художественных школ через обращение к фонду живописи XX века Государственной Третьяковской галереи – в связи со 100-летием образования СССР.
Вспоминаем Александра Савинова и других мастеров саратовской школы, керамиста Петра Ваулина, начинавшего творческий путь в Абрамцевской мастерской, и почти забытую Марию Эристову, ее «Портрет девочки» из Симферопольского художественного музея.
Отмечаем 15-летие учреждения Премии имени Алексея Комеча и представляем одного из лауреатов этого года – Илью Кушелева.
Знакомим с творчеством современника на примере скульптурных работ Владимира Курочкина.
Завершая беглый обзор журнальных статей, предлагаем читателю углубиться в их содержание и, если не затруднит, дать отзыв на те, которые особенно пришлись по сердцу, а возможно, и высказать пожелания относительно тем и публикаций 2023 года, когда «Русское искусство» отметит 100-летие первого выпуска.