Ваграм Гайфеджян. У истоков абстрактивизма

Ваграм Гайфеджян. У истоков абстрактивизма

Эллен Гайфеджян

Ваграм Гайфеджян (1879–1960) – один из крупнейших мастеров армянской живописи первой половины ХХ века. Он вошел в ту славную когорту художников, которым выпала судьба определить самобытный путь развития национального изобразительного искусства этого времени, навести мосты между дореволюционным и советским искусством. В публикации, подготовленной дочерью Гайфеджяна, делается акцент на первые опыты в области абстракции, совпавшие с порой всеобщих увлечений идеей субъективного чувствования. Рассматривается цикл работ «Декоративные мотивы» и «Цветовые композиции», которые, несмотря на миниатюрные размеры, смело можно представить в виде панно или росписей, театральных занавесей или декораций. Внимание обращается на стилистическое разнообразие искусства художника, его импрессионистические произведения, в частности знаменитую «Сирень».

Ключевые слова: Ваграм Гайфеджян, армянская художественная школа, абстрактное искусство, субъективное чувствование, импрессионизм.

Vagram Gaifejyan. At the Origins of Abstract Art

Ellen Gaifejyan

Vagram Gaifejyan (1879–1960), one of the largest masters of Armenian art of the first half of the 20th century, was in the renowned cohort of artists, whose mission was to shape the further development of national fine arts of their time, bridging pre-revolutionary and Soviet art. In this publication, prepared by Gaifejyan’s daughter, the author focuses on the first attempts of the artist in abstract art, which coincided with the period of the general enthusiasm for subjective perception; and deals with his “Decorative Motifs” and “Color Compositions” cycles, which, despite their miniature size, may be presented as murals or as theater curtains or sets. The reader also becomes acquainted with the stylistic versatility of Gaifejyan’s artworks and his impressionist paintings, in particular, the famous “Lilacs”.

Key words: Vagram Gaifejyan, Armenian school of art, abstract art, subjective perception, impressionism.

2043_open_cover.png
Новый номер