Николай Миллиоти. Возвращение мастера

Николай Миллиоти. Возвращение мастера

Виктор Леонидов

Николай Дмитриевич Миллиоти (1874–1962) был участником знаменитых объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», написал портреты выдающихся современников. Его произведения (некоторые находятся в крупнейших отечественных собраниях) высоко оценены знатоками. Часть работ хранится в семье внучки, актрисы театра «Современник» Е.Ю. Миллиоти, и в основном недоступна для публики. В 2020 году их показали на первой персональной выставке художника на родине – «Неизвестный Николай Миллиоти», прошедшей в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Летом 2022 года произведения мастера (наряду с работами других экспонентов) будут представлены на выставке «Точка зрения» в Музее русского импрессионизма. Ознакомление со статьей и выставкой позволит приобщиться к творческому наследию Н.Д. Миллиоти.
Ключевые слова: Николай Миллиоти, открытие художника, жизнь и творчество, Дом русского зарубежья, частное собрание.


Nikolai Millioti. Return of the Master

Victor Leonidov

Nikolai Millioti (1874–1962), a member of the famous associations Union of Russian Artists, Mir iskusstva and Blue Rose, painted portraits of his outstanding contemporaries. His works, some of which are presented in the collections of major museums and galleries in Russia, were acclaimed by many art connoisseurs. Part of his paintings are kept by the family of his granddaughter, E. Millioti, an actress at the Sovremennik Theater, so most of the time they are not accessible to the public. In 2020, they were shown at Nikolai Millioti’s first solo exhibition “Unknown Nikolai Millioti” at the Alexander Solzhenitsyn House of Russian Abroad; and in the summer of 2022, will be on display at the Museum of Russian Impressionism along with works of other artists as part of the exhibition “Point of View”. The article and the exhibition will give the reader a better understanding of the artistic heritage of Nikolai Millioti.

Key words: Nikolai Millioti, discovery of the artist, life and creative career, the Alexander Solzhenitsyn House of Russian Abroad, private collection.


Статья полностью

Н.Д. Миллиоти. Автопортрет. 1942. Бумага, карандаш. 21х13. Собрание Е.Ю. Миллиоти. Москва. Публикуется впервые

Значимость художника, признанность у специалистов не всегда обеспечивают ему широкую известность у зрителя. Николай Дмитриевич Миллиоти (1874–1962) был участником знаменитых объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», написал портреты многих выдающихся современников. Его биография хорошо изучена исследователями1, работы (некоторые находятся в крупнейших отечественных собраниях) высоко оценены знатоками. Часть произведений хранится в семье внучки, актрисы театра «Современник» Е.Ю. Миллиоти, и в основном недоступна для публики. В 2020 году их показали на первой персональной выставке художника на родине – «Неизвестный Николай Миллиоти», прошедшей в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Редкую возможность увидеть эти работы дает своим читателям журнал «Русское искусство». Кроме того, 9 июня 2022 года открылась выставка «Точка зрения» в Музее русского импрессионизма. В числе прочих произведений на ней показаны картины Николая Миллиоти – из собрания Третьяковской галереи, из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Комплексное ознакомление – и с выставкой, и со статьей – позволит составить более полное представление о творчестве художника.

Н.Д. Миллиоти родился в 1874 году в Москве, в богатой купеческой семье. Он получил хорошее образование: учился в гимназии, в 1894–1900-м занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками молодого художника были признанные мастера: К.А. Коровин, А.Е. Архипов, Л.О. Пастернак, В.А. Серов. Позднее Миллиоти поступил на историко-филологический факультет Московского университета, однако карьера ученого его не вдохновляла. В конце 1890-х Николай Дмитриевич уехал за границу: побывал в Париже (впоследствии даже окончил Сорбоннский университет), недолго занимался в академии Р. Жюлиана. В 1904 году он вступил в Союз русских художников, в 1906-м принял участие в выставке Осеннего салона в Париже и в экспозиции «Мира искусства» в Петербурге – по приглашению С.П. Дягилева.

В 1907 году Николай Рябушинский основал объединение «Голубая роза», первая выставка которого прошла в Москве в марте. Николай Дмитриевич был одним из главных участников.

Работы художника, в основном носившие символистский характер, пользовались значительной популярностью. Миллиоти, как и собратьев по «Голубой розе», волновали загадочные темы: художник был увлечен мифологией, сказочными сюжетами. С 1904 по 1910 год он принимал участие в ежегодных выставках «Мира искусства». В 1908-м состоялась персональная выставка мастера в Обществе свободного искусства в Брюсселе. В 1910 там же прошла Универсальная Международная выставка, где Миллиоти получил бронзовую медаль (золотой и серебряной были удостоены Л.С. Бакст и Н.К. Рерих). 

Н.Д. Миллиоти. Карнавал. Лестница. 1929. Картон, масло. 80х60. Собрание Е.Ю. Миллиоти. Москва Яркий и харизматичный, Миллиоти привлекал людей: «Женщины любили меня за то, как я красив и как умел любить, дети за простоту, доступность, чудачество и ласку, сверстники, люди искусства и общества, одни за то, как я могу писать, как я вижу красиво, другие за джентльменство, за вкус, за умение быть элегантным и светским. Сам я был как редкая птица или растение, особенный и не всегда понятный, и богатый, и нищий, и балованный, и страдающий, известный и не имеющий никакого официального места в искусстве, и богема, и светский чудак, нежный и, когда хочу, злой и опасный»2. Лучшие качества Николая Дмитриевича проявились во время Первой мировой войны. В составе 12-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады он сражался в Галиции, за проявленную отвагу был удостоен нескольких наград, в том числе Золотого оружия, и назначен личным адъютантом легендарного командующего 12-й армией генерала Р.Д. Радко-Дмитриева.

После революции Н.Д. Миллиоти благодаря ходатайству А.Н. Бенуа стал председателем Комиссии по охране художественных ценностей Крыма. Он отправился на полуостров, охваченный Гражданской войной, чтобы спасти местные музеи от разграбления. В это страшное время Миллиоти удалось собрать комиссию, насчитывавшую 50 сотрудников, основать два музея и даже добиться их финансирования. Однако смириться с тем, что происходило в стране, Николай Дмитриевич не сумел. Он писал: «Погибла Россия, разбитая на части, занятая нашествием врага, сама в руках страшных безумцев, без путей сообщения, без суда, без права, без закона, голодная и обнищавшая. Главари ее – утописты с крепкими лбами до затылка, страстно уверенные в пришествие Царства Божия на земле. Вокруг молодые, крепкие псы – карьеристы…»3. В 1920 году художник покинул Россию – как оказалось, навсегда.

За границей жизнь Миллиоти протекала в стремительном темпе. Сначала он уехал в Болгарию (мастерскую художника в Софии посетил даже царь Борис III). Затем Николай Дмитриевич отправился в Берлин, где стал одним из основателей Дома искусств, и, судя по всему, именно там написал портрет Марины Цветаевой. Затем была Италия... В 1923 году Миллиоти поселился в Париже.

Н.Д. Миллиоти. Портрет Марины Цветаевой. 1922. Картон, масло. 53,5х45,2. Собрание Е.Ю. Миллиоти. Москва 

В то время художник был знаменит. «Мое имя как портретиста известно в Париже, но и в Италии, и в Америке», – писал Миллиоти4. В 1924 году состоялась его выставка в Филадельфии, однако сам Николай Дмитриевич поехал за океан позже, в 1925-м. Художника пригласили в США писать портреты членов богатой семьи Рейнольдс. Работа оказалась весьма выгодной, однако была резко прекращена: заказчиков возмутили отношения, возникшие между Миллиоти и горничной-негритянкой. После возвращения во Францию Николай Дмитриевич поселился в студии на площади Сорбонны, напротив старинной церкви – в самом сердце Парижа.

Всего за годы жизни за границей Миллиоти, по собственным подсчетам, исполнил 92 портрета: А.Н. Бенуа, А.А. Зилоти, О.А. Глебовой-Судейкиной, Т.Л. Сухотиной-Толстой, Н.А. Тэффи, Р.М. Рильке, А. Моруа. П. Валери и других.

Новые грани таланта художника открылись благодаря работе для кукольного театра его гражданской жены Ю.Л. Сазоновой-Слонимской. Еще в Санкт-Петербурге Юлия Леонидовна основала театр марионеток и повторила этот опыт в 1924–1926 годах в Париже, создав труппу «Theatre des petite homme de bois». Миллиоти в частности оформил для этого театра дивертисментную оперу Дж.Б. Перголези «Ливьетта
и Траколло».


Произведения художника экспонировались в разных странах. В 1925 году в Советской России состоялась ретроспективная выставка «Голубой розы», где были представлены и работы Миллиоти. В 1927-м произведения участников объединения «Мир искусства» показали в одной из старейших галерей Парижа – Гастона Бернхейма-младшего на бульваре Мадлен.  В 1928-м десять картин художника демонстрировались на выставке русского искусства в Брюсселе, во Дворце изящных искусств.

В 1929 году в Париже по инициативе Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой открылась Русская академия художеств. Преподавать там пригласили известных художников-эмигрантов: И.Я. Билибина, М.В. Добужинского, К.А. Коровина и Н.Д. Миллиоти. К сожалению, из-за отсутствия финансирования академия просуществовала немногим более года.

В 1930-х годах Миллиоти часто ездил в Италию и Испанию, беспрерывно работал, иногда проводил выставки. В 1938-м в Париже открылась очередная экспозиция. Вот как откликнулся на нее А.Н. Бенуа: «Выставка Миллиоти, устроенная в верхней части галереи Шарпантье, представляет чрезвычайный интерес хотя бы потому, что художник уже давно не показывал публике своего творчества. Накопилось за эти годы немало вещей, которые следует отнести к наиболее значительному в его творении, и сейчас его выставка, хотя и носит скромный подзаголовок “Несколько портретов, несколько пейзажей, несколько цветов”, на самом деле знакомит с разнообразием тех задач, что ставит себе художник, и с той удачей, сопровождающей решение их в большинстве случаев»5. Далее Александр Николаевич нашел очень точные слова: «Он большой мастер соединять цветовые аккорды, и эти аккорды звучат то на какой-то мрачный, почти трагический лад, то, напротив, в них слышится “смех Полей”»6. Одобрительно отзывался о творчестве художника юрист и публицист В.Ф. Зеелер: «Можно так или иначе оценивать ту или другую работу Миллиоти, может она звучать Вам или оставлять хладнокровным, нравиться или быть безразличным, но одного Вы все-таки не отнимете у нее – ее полноценности как художественного произведения»7

Весной 1940-го Миллиоти отправился в Биарриц для участия в выставках в пользу французских солдат. Начавшиеся военные действия задержали его возвращение в Париж почти на два года. Но жизнь продолжалась и в это страшное время. Во дворце Наполеона III в самом конце 1940-го прошла выставка Миллиоти, имевшая огромный успех. Николай Дмитриевич считал ее лучшей: невзирая на происходящее вокруг, посмотреть на работы художника шел огромный поток зрителей. Вскоре Миллиоти тяжело заболел и больше полугода провел в госпитале. Его часто навещала великая княгиня Ирина Павловна. Мастер на больничной койке (в прямом смысле слова!) выполнил цикл рисунков «Разрушения и бедствия войны», потрясающих своей выразительностью. 

В 1942 году Николай Дмитриевич вернулся в Париж, продолжал писать портреты. Последняя выставка художника состоялась в Биаррице в 1949-м.


О творчестве Миллиоти в 50-е годы сведений у нас недостаточно. Известно, что художник много общался с Верой Николаевной Буниной. За ним ухаживали Ольга Валентиновна Кожевникова, бывшая актриса Камерного театра, и Лидия Алексеевна Панаева, владелица небольшой переплетной мастерской, родственница возлюбленной великого поэта Некрасова Авдотьи Панаевой. Они приносили больному художнику молоко, убирали студию.

Словом, конец жизни Миллиоти оказался печален. Художник «…уже не был тем, каким его знали в Москве, каким был, по его собственным словам, “самым красивым из всех людей, живших на земле”, чему не совсем легко было поверить. В эмиграции у него был сын, которого он не признавал, в Москве у него оставались жена и двое детей. До последних дней он искал прибежища у обожавших его женщин. Он был нищ, несмотря на то, что в двадцатых годах побывал в Америке, устроил выставку и, по его словам, имел большой успех. В последние годы жизни он, седой как лунь, в рваном пальто, заколотом английской булавкой, с мешком за плечами и беззубый, выглядел как типичный парижский “клошар” – бездомный бродяга. Что сталось после его смерти с его студией на площади Сорбонны – не знаю. Она вся была увешана портретами светских красавиц»8. Так вспоминала  Нина Николаевна Берберова, русская писательница и педагог, как и сам художник, эмигрировавшая после революции и не вернувшаяся на родину. 

В дневнике Миллиоти подвел итоги своего пути: «В моей одинокой, до краев переполненной счастливой и долгой жизни я прошел мимо человеческой славы, мимо земного благополучия и блистательных возможностей. Но я не оскудел, не потерял ни одного из даров. Мое счастье в жизни, моя защита – это вечно присутствующая ангельски прекрасная мечта о красоте»9.

Н.Д. Миллиоти. Красные цветы в белой вазе. 1929. Холст, масло. 73х60. Собрание Е.Ю. Мил-лиоти. Москва

Николай Дмитриевич скончался 26 декабря 1962 года в парижском госпитале Кошен и был похоронен на знаменитом русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Но возникает вопрос: как собрание парижских работ оказалось в Москве, у внучки Елены Юрьевны Миллиоти, которая никогда не видела деда? Картины, рисунки и дневники отправила в СССР распоряжавшаяся наследством художника Л.А. Панаева, когда узнала, что у него остались потомки10. (Американский славист Кит Триббл отметил: «Из-за своей несколько пуританской деликатности Панаева сняла с портретов все этикетки с информацией о том, кто на них изображен»11. Это значительно осложнило работу исследователей жизни и творчества художника.) 

Николай Дмитриевич Миллиоти, несомненно, сыграл значительную роль в истории отечественного изобразительного искусства. Возвращение его наследия в поле зрения современного зрителя – очень серьезный этап в деле восстановления картины русской культуры ХХ века.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. СПб., 1999. С. 424–426. Исследователи Кит Триббл и Ричард Дэвис (хранитель знаменитого «бунинского» архива в Лидсе) опубликовали письма Миллиоти к жене писателя Вере Николаевне. Также в это издание вошла переписка И.А. и В.Н. Буниных с Ю.Л. Сазоновой, подготовленная к печати К. Трибблом, Р. Дэвисом и О.А. Коростелевым. См.: «Драгоценная скупость слов»: Переписка И.А. и В.Н. Буниных с Ю.Л. Сазоновой-Слонимской (1952–1954); Письма Н.Д. Миллиоти к В.Н. Буниной (1927–1958) // И.А. Бунин. Новые материалы. Вып. II. М., 2010.

2 Миллиоти Н.Д. Дневник // Собрание Е.Ю. Миллиоти. Не опубликован. 

3 Там же.

4 И.А. Бунин. Новые материалы… С. 398.

5 Бенуа А.Н. Выставка Николая Миллиоти // Последние новости.

6 Там же.

7 Зеелер В.Ф. Выставка Н.Д. Миллиотти // Иллюстрированная Россия. 1928. № 24. С. 35.

8 Берберова Н.Н. Курсив мой. Автобиография. М., 1996. С. 336–337.

9 Миллиоти Н.Д. Дневник.

10 Необходимо отметить, что Л.А. Панаева ряд его рукописей передала и в Музей-квартиру Н.А. Некрасова.

11 И.А. Бунин. Новые материалы… С. 462.

Автор выражает искреннюю признательность Елене Миллиоти, Игорю Калядину, Светлане Урбан и Виталию Кулишову, без которых оказалось бы невозможным проведение выставки «Неизвестный Миллиоти».





Новый номер