Алексей Благовестнов и его Gesamtkunstwerk

Алексей Благовестнов и его Gesamtkunstwerk

Красимира Лукичёва

В публикации раскрываются два аспекта творчества современного скульптора Алексея Благовестнова на примере его недавних работ. Первый аспект состоит в новаторском прочтении такой формы современного искусства, как инсталляция. «Автопортрет Рембрандта» (2019) – попытка внедрения в ткань инсталляции художественного произведения (гипсовой головы, созданной Благовестновым по автопортрету голландского мастера), умножающего и преобразующего реальность. Ещё один шаг в переосмыслении инсталляции – «Килик с головой Минотавра» (2022). В данном случае художественный объект как таковой отсутствует, но подразумевается и легко считывается подготовленной публикой. Второй рассматриваемый аспект творчества скульптора открывается в попытке де- и реконструировать феномен Gesamtkunstwerk. Пример тому – надгробие семьи Власовых-Саркисянц (2021–2023), соединяющее две реальности: объективную, в которой живёт семья, и художественную, рождённую скульптурными и архитектурными памятниками Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: А.А. Благовестнов, скульптор, современное искусство, инсталляция, надгробие семьи Власовых-Саркисянц, Gesamtkunstwerk.

Alexei Blagovestnov and His Gesamtkunstwerk

Krassimira Loukitcheva

The author of this article discusses two aspects of the creative effort of sculptor Alexei Blagovestnov on the example of his recent works. The first aspect is his innovative approach to such a form of modern art as installation. His “Rembrandt Self-Portrait” (2019) is an attempt to introduce a work of art (a plaster head made by Blagovestnov based on Rembrandt’s self-portrait), which multiplies and transforms reality into an installation. Another step in the direction of rethinking an installation is the “Cylix with a Minotaur Head” (2022), where an object of art per se is absent, but is presupposed and easily assumed by an experienced viewer. The second aspect is an attempt to deconstruct and reconstruct the Gesamtkunstwerk - as in the tomb executed for the Vlasov-Sarkisyants family (2021-2023) that combines two realities – the objective one, where the family lives, and the artistic one brought about by the sculptural and architectural monuments of St. Petersburg.

Key words: A.A. Blagovestnov, sculptor, modern art, installation, tomb of the Vlasov-Sarkisyants family, Gesamtkunstwerk.

2043_open_cover.png
Новый номер