Лариса Бедретдинова
Главный научный сотрудник отдела скульптуры Третьяковской галереи рассказывает о жизни и творчестве Ивана Дмитриевича Шадра (Иванова), взявшего себе псевдоним по названию родного города Шадринска. Через Париж, Рим, Омск и Москву читатель знакомится со страницами биографии скульптора, узнавая о первых грандиозных замыслах и дальнейших воплощениях многих из задуманных проектов. Ключевые памятники, рассмотренные в статье, – «Сеятель», «Крестьянин», «Портрет Л.Б. Красина», «Булыжник – оружие пролетариата», «Любовь», «Освобождённый Восток». Именно в этих работах 1920-х годов наиболее ярко в творчестве Шадра проявилось романтическое восприятие революции и принесённых ею социальных перемен. Темы преодоления страданий, борьбы за лучшее будущее воплощались в экспрессивной пластической манере, несли в себе динамику и энергию. Автор статьи особо подчёркивает значимость для ваятеля высшей формы монументального искусства, которая находит воплощение в грандиозном скульптурно-архитектурном комплексе.
Ключевые слова: И.Д. Шадр, скульптура 1920-х годов, изобразительное искусство, Третьяковская галерея.
Ivan Shadr: “I am Always Guided by Emotions and Feelings”
Larissa Bedretdinova
The author of this article, Chief Researcher at the Sculpture Department of the Tretyakov Gallery, writes about the life and creative career of Ivan Shadr (Ivanov), who assumed his pseudonym after his home town of Shadrinsk. Through events in Paris, Rome, Omsk and Moscow the reader becomes acquainted with pages from the biography of the sculptor, ideas of his first vast projects and the further implementation of many of them. The main sculptures described in this article are “Sower”, “Peasant”, “Portrait of Leonid Krasin”, “Cobblestone – the Weapon of the Proletariat”, “Love”, “Liberated East”. These works specifically reflect Shadr’s romantic perception of the Revolution and the social changes it had brought. The theme of overcoming suffering and launching a battle for a better future was presented in Shadr’s expressive plastic manner, full of dynamics and energy. The author places special emphasis on the importance of the highest form of monumental art, which is demonstrated in a grandiose sculptural and architectural complex.
Key words: I.D. Shadr, the 1920s sculptures, fine art, the Tretyakov Gallery.