The author of this article dwells upon how a memory is immortalized in works of art and shares her impressions of two sculpture memorials, whose installation she witnessed in 2020. Both are devoted to the Russian poet Andrei Dementyev (1928–2018) and each reflects his creative and human nature in its own way. This is not surprising! One was executed by Zurab Tsereteli upon the initiative of his widow, Anna Pugach, for the grave at the Kuntsevo Cemetery in Moscow and the other, by sculptor Vladimir Ivanov, has appeared thanks to the efforts of his daughter, Marina Demchenko, in the village of Stary Pogost in Tver Region, where the poet spent his childhood and youth. The reader will become acquainted with the description of the monuments, the participation of the Pavel Tretyakov Foundation and some circumstances of the work that was carried out.
Key words: the poet Andrei Dementyev, monument, sculptural memorial, the Kuntsevo Cemetery in Moscow, the village of Stary Pogost in Tver, Zurab Tsereteli, Vladimir Ivanov.По истечении года после смерти российского поэта Андрея Дементьева (1928–2018) его вдова, журналист Анна Пугач, начала активную деятельность по созданию памятника мужу, похоронен-ному на Кунцевском кладбище Москвы.
Счастливая четверть века супружеской жизни стала плодотворной в профессиональной судьбе обоих. Андрей Дмитриевич со своей стороны признавался в этом неоднократно. Вот, например:
Он умер в Москве, о которой отзывался: «Мой город, добрая столица, открывшая поэзию во мне». Здесь Андрей Дементьев окончил Литературный институт имени А.М. Горького, работал в аппарате ЦК ВЛКСМ, 21 год жизни отдал замечательному журналу «Юность», вел авторские программы на российском телевидении и радио (назовем последнюю – «Виражи времени»), большую общественную работу и, конечно, писал стихи. В Москве был удостоен высоких наград: орденов «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», Государственной премии СССР, премии Правительства Российской Федерации, «Золотой Дельвиг» и многих других.
Здесь же Андрей Дмитриевич пережил невосполнимую утрату: трагически погиб единственный сын Дмитрий (1969–1996)... Теперь они вновь вместе – их могилы на Кунцевском кладбище расположены рядом.
Поистине нелегкая задача – установить такое мемориальное надгробие, которое бы отвечало не только личным, но и общественным чаяниям. Тем более что место захоронения находится недалеко от входа на Кунцевское кладбище, около здания администрации, а значит, памятник будет приковывать взоры как почитателей творчества Дементьева, пришедших ему поклониться, так и случайных прохожих.
Знали они Андрея Дмитриевича или нет, первая ассоциация, которая должна возникнуть: это большой поэт, автор многочисленных сборников стихов, главный редактор журнала «Юность», добрый, открытый и светлый человек. Лирика Дементьева, искренняя в чувствах и изложении, не отягощенная замысловатостью рифм, любима как в артистических кругах, так и среди народа. Сам президент России Владимир Путин, поздравляя с праздником 8 Марта, читал:
Глава Фонда имени П.М. Третьякова Виктор Бехтиев на торжественном вручении музейным сотрудникам премии «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству» в национальной галерее цитировал:
А сколько хороших эстрадных певцов полагали за честь исполнять песни на стихи Дементьева, так органично ложившиеся на музыку. Мое сердце неизменно откликается на строки:
Представляю меру ответственности Анны Пугач перед всеми, кто боготворил Андрея Дементьева.
Какое художественное решение памятника окажется убедительнее: скульптура в рост, портретный бюст или символическое изображение? Делать его внушительным по размерам или скромным? Какие материалы лучше выбрать? И так далее... Справиться с этими сомнениями без скульптора, способного воплотить в искусстве переживания и замысел заказчика, понятно, невозможно.
К счастью, в числе многочисленных друзей Андрея Дмитриевича был мастер на все руки, признанный в художественном мире авторитет – З.К. Церетели. Желая воздать по заслугам своему товарищу, поэту, собрату по творческому цеху, Зураб Константинович и его помощники проявили максимум фантазии, изобретательности, терпения, трудолюбия; не забудем упомянуть и о щедрости исполнителей.
Созданный ими памятник-метафора был открыт 26 июня 2020 года. Сложенный из нескольких книг, на корешках которых цитируются стихи Дементьева, он производит сильное эмоциональное впечатление. В скульптуре воплотилось то, что в произведении искусства признается особо ценным: когда от частностей художнику удается выйти на обобщение и за конкретной личностью показать человека эпохи – того «прекрасного далека» 1960–80-х годов, когда страна была читающей, книги и журналы издавались миллионными тиражами, а темы наших разговоров сводились к поиску смыслов.
Хочется верить, что и сегодня этим озабочена значительная часть граждан, убежденных, что не хлебом единым жив человек. К счастью, именно таковыми являются дочь и зять Андрея Дмитриевича – Марина и Александр Демченко. Им принадлежит идея установки памятника А.Д. Дементьеву в деревне Старый Погост – месте, которое поэт считал своей второй родиной. Здесь, в 12 километрах от города его рождения – Твери, прошли детские и отроческие годы Андрея:
Впечатления ранней поры нашли отражение и в стихах, и в прозе. В последней прижизненной книге Андрей Дмитриевич вспоминал, как в деревне Старый Погост приобщился к труду, как «учился косить, окучивать картошку и собирать урожай в нашем большом огороде». С детских лет будущий поэт постигал науку душевного сострадания, воочию открывал и глубоко чувствовал красоту русской природы, ее бодрящую и одухотворяющую силу:
Эти строки высечены на постаменте памятника Андрею Дементьеву, который стараниями его дочери, Фонда имени П.М. Третьякова и администрации Щербининского сельского поселения был открыт на тверской земле 8 августа 2020 года.
Скульптор запечатлел молодого поэта и удивительно точно передал отличительные черты Андрея Дмитриевича, присущие ему на протяжении всей жизни: скромность, житейскую мудрость, способность понять чужую боль и постоять за справедливость.
Но как все это мог прочувствовать создатель бронзового бюста Владимир Иванов, ведь он не был лично знаком с Андреем Дементьевым, поэзию его знал понаслышке?! Не слишком ли рисковали заказчики, на что рассчитывали? Вероятно, на молодость скульптора и сопутствующий ей творческий кураж, хорошую профессиональную подготовку (прошел мастерскую Александра Рукавишникова в Институте имени В.И. Сурикова), наличие ряда самостоятельных произведений портретного и батального жанра, а также на человеческое обаяние и данное обещание (слово сдержал) согласовывать с дочерью поэта, живущей в Петербурге, все промежуточные этапы работы. Марина оказывалась в Москве, в мастерской ваятеля, лепившего по фотографиям, по первому зову Владимира. Оба понимали, что передача личного сходства в портрете – первейшая составляющая, и искренне радовались, когда этого удалось достичь.
Есть в данной истории, казалось бы, неприметное, но очень важное обстоятельство. Памятник в деревне Старый Погост установили перед зданием клуба, чудом уцелевшим в разрушительные 1990-е годы и сохранившим свое назначение, тогда как многие окрестные учреждения подобного профиля канули в небытие. Конечно, это одноэтажное, небольшое по площади строение не поражает воображение столичных гостей, но оно вместило библиотеку, бильярдную, зал со сценой, где могут собираться и проводить досуг местные жители.
Скажу более: появление памятника неизбежно повлекло ремонт здания, благоустройство прилегающей территории, освещение площади, где он установлен. Организацию всех работ, выполнение их в кратчайшие сроки взял на себя заслуженный строитель России и близкий друг В.М. Бехтиев. В результате это место сделалось притягательным и лучшим в округе, а в сознании людей навсегда связалось с почитанием Андрея Дементьева. Выстоявший в испытаниях и заметно преобразившийся клуб теперь стал Домом культуры, которому местная администрация во главе с Александром Семаковым присвоила имя своего прославленного земляка.
Такова наша посильная дань памяти народному поэту, отцу и другу, одарившему вниманием и теплом всех, кто встречался на его жизненном пути, искренне заботившемуся о развитии родного твер-
ского края.