Листая страницы истории: армяно-русские художественные связи

Листая страницы истории: армяно-русские художественные связи

Арарат Агасян

 

Листая страницы истории: армяно-русские художественные связи

 

Автор статьи – директор Института искусств Академии наук Армении, доктор искусствоведения – прослеживает культурные взаимоотношения между армянами и русскими на протяжении столетий, считает, что они зародились еще во времена Киевской Руси, в XI веке. Вспоминает просветителя Х. Абовяна, сетовавшего В. Жуковскому об отсутствии в Армении очагов художественного образования. Далее говорит о развитии портретного жанра, связанного с творчеством С. Нерсисяна; бытового – с именами А. Шамшиняна и Г. Габриэляна, пейзажного – с Г. Башинджагяном (все они – воспитанники Петербургской Академии художеств); исторического – с именем В. Суренянца (его высоко ценили И. Репин и В. Стасов). Отдельное внимание уделяется армянским художникам, получившим образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Е. Татевосян, А. Арцатпанян, В. Гайфеджян и, конечно, М. Сарьян), – всех не перечесть.

Ключевые слова: армяно-русские художественные связи, Императорская Академия художеств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, М. Сарьян, С. Нерсисян, Е. Татевосян, В. Суренянц.
Ararat Agasyan
Turning the Pages of History: Armenian-Russian Artistic Ties
The author of this article, Doctor of Art History and Director of the Institute of Arts at the National Academy of Sciences of Armenia, traces the many-century cultural relations between Armenians and Russians and suggests that they have originated as early as the time of Kiev Rus, in the 11th century. He writes about the educator H. Abovyan, who complained to Zhukovsky about the absence of artistic education in Armenia, and proceeds to describe the development of such painting categories as portraits – S. Nersisyan; genre art – A. Shamshinyan and G. Gabrielyan; landscapes – G. Bashinjagyan (graduates of the Saint Petersburg Academy of Arts); and the historical genre – V. Surenyants (whose works were highly appraised by I. Repin and V. Stasov). The author also focuses on Armenian artists educated at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (E.  Tatevosyan, A. Artsatpanyan, V. Geifedjyan and of course M. Saryan) – it is impossible to name everyone.
Key words: Armenian-Russian artistic ties, the Imperial Academy of Arts, the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture, M. Saryan, S. Nersesyan, E. Tatevosyan, V. Surenyants.
2043_open_cover.png
Новый номер