В конце XIII столетия изделия из фарфора, изобретенного в VII–IX веках в Китае, впервые попали в Европу. Ценившиеся порой выше золота, они принадлежали самым богатым и могущественным людям. Фарфор называли «белым золотом» и приписывали ему чудодейственные свойства. Несколько столетий европейцы пытались разгадать секрет материала, «который звонче нефрита и белее инея», по выражению китайского поэта. Но лишь в 1709 году это удалось саксонскому мастеру И. Бётгеру.
Почти два столетия изделия, привезенные из Китая и Японии, и исполненный в качестве подражания европейский фаянс были главным украшением интерьеров королевских дворцов. Каждое творение дальневосточных мастеров являлось дорогой, статусной вещью, редкой драгоценностью. Фарфор выставляли напоказ на открытых горках и консолях в парадных залах, ему посвящали отдельные интерьеры. В Китае и Японии приняли во внимание потребности европейцев и из ваз традиционных форм начали компоновать каминные гарнитуры. Число предметов в них колебалось от пяти до девяти. Обычно вазы находились на каминной полке, иногда на полочках-консолях. Впоследствии стало тенденцией помещать там зеркало, а маленькие консоли с фарфором – блюдами и вазочками, тарелками и чашечками-бойль – вокруг его рамы.
Тарелки и небольшие блюда украшали даже своды комнат во дворцах европейских монархов, например, правителей Германии и Португалии. Такой фарфоровый кабинет (нем. Porzellankabinett) уже в 1703–1706 годах существовал во дворце Шарлоттенбург. На тот момент он представлял собой, возможно, самую значительную коллекцию дальневосточного фарфора в Европе. На стенах размещалось множество блюд, тарелок и ваз, которые якобы были преподнесены Английской Ост-Индской компанией в дар Софии Шарлотте, первой королеве Пруссии. Их прикрепляли к расписанным клеевыми красками падуге1 и краю потолка правильными рядами, создавая строгую, гармоничную композицию. Более крупные вазы украшали консоли перед зеркалами или ставились на пол.
Самым впечатляющим воплощением культа фарфора в Европе должен был стать Японский дворец в Дрездене, величественный по замыслу и масштабу. К сожалению, этот план не осуществился. Обладатель богатейшего собрания саксонский курфюрст Август II Сильный собирался разместить в специально отведенном здании непревзойденные изделия дальневосточных мастеров, а также модели собственной мануфактуры – мейсенский фарфор.
Интересный ансамбль был создан в интерьере старинного Дворца Сантос (Дворца маркизов Абрантеса) в Лиссабоне, чудом уцелевшего после знаменитого землетрясения 1755 года. Здесь сохранился уникальный пирамидальный свод, полностью покрытый китайским фарфором: блюдами и тарелками разной величины2.
Если в первой трети XVIII века дальневосточный фарфор украшал интерьеры, то с середины столетия его начали использовать и для сервировки стола. Наряду с китайскими и японскими блюдами в домах знати бытовали майоликовая посуда и дельфтский фаянс. Эти тенденции после второго европейского путешествия царя Петра I проникли и в Россию.
В царских резиденциях стали появляться интерьеры, наполненные фарфором. В 1717–1723 годах был создан Лаковый (Китайский) кабинет дворца Монплезир в Петергофе. В 1753-м Франческо Бартоломео Растрелли спроектировал декорацию стены для Большого китайского зала Екатерининского дворца в Царском Селе, где ведущая роль отведена фарфору. Антонио Ринальди в 1758–1762 годах работал над отделкой стены буфетной дворца в крепости Петерштадт в Ораниенбауме. Он же в 1774-м продумывал убранство Фарфорового кабинета Катальной горки в Ораниенбауме, особое внимание уделив уже европейской пластике.