«Земля спасения». Художники в эвакуации в Средней Азии и Закавказье

«Земля спасения». Художники в эвакуации в Средней Азии и Закавказье

Галина Андреева


Вынужденная эвакуация художников на Восток и в Закавказье оказала заметное влияние на их последующее творчество. Республики СССР, давшие приют приезжим и поддержавшие их, стали настоящими «землями спасения». Многих мастеров приняла Киргизия. Здесь в годы эвакуации работала скульптор О.М. Мануйлова – автор памятника И.В. Памфилову, первого в Советском Союзе монумента, посвящённого Герою Великой Отечественной войны. Там же были сделаны полные особого лиризма фаянсовые фигурки на тему фронтовой жизни И.Г. Фрих-Хара и его жены М.П. Холодной. В 1942 году многие сотрудники Эрмитажа были эвакуированы в Ереван, с которым их связывали не только художественные интересы, но и родственные узы. М.Н. Мохом созданы фарфоровые изделия, вдохновлённые армянской культурой. Сегодня большинство произведений хранится в собрании Всероссийского музея декоративного искусства, часть из них впервые публикуется в журнале «Русское искусство». 
Ключевые слова: О.М. Мануйлова, И.Г. Фрих-Хар, М.П. Холодная, М.Н. Мох, декоративно-прикладное искусство, монументальная скульптура, эвакуация, Всероссийский музей декоративного искусства.

“The Land of Salvation”. Artists in Evacuation in Central Asia and Transcaucasia

Galina Andreyeva


The mandatory evacuation of artists to the East and Transcaucasia noticeably influenced their further creative efforts. Therepublics of the USSR that provided shelter and support to the newcomers became true “lands of salvation” for these people. Many of them were received by Kirghizia, where during the war the sculptor O.M. Manuilova, author of the monument to I.V. Pamfilov, one of the first of its kind in the Soviet Union dedicated to a Hero of the Great Patriotic War, continued her work, as well as I.G. Frikh-Khar and his wife M.P. Kholodnaya, who created touchingly lyrical semi-porcelain figurines on the subject of life at the frontlines. In 1942, many staff members of the Hermitage Museum were evacuated to Yerevan, with which some of them were connected not only by their artistic interests, but by their family relations as well. Porcelain articles executed by M.N. Mokh were inspired by the Armenian culture. Today, most of these works are in the collection of the All-Russia Decorative Art Museum, with some of them being publicized for the first time in the Russian Art Magazine.


Key words: O.M. Manuilova, I.G. Frikh-Khar, M.P. Kholodnaya, M.N. Mokh, decorative art, monumental sculpture, evacuation, the All-Russia Decorative Art Museum.


Новый номер