Твёрже стали. «1418 дней. К 80-летию Великой Победы»

Твёрже стали. «1418 дней. К 80-летию Великой Победы»

Ирина Седова 

Проходящая в Государственной Третьяковской галерее выставка «1418 дней. К 80-летию Великой Победы» стала одним из самых масштабных проектов о Великой Отечественной войне. Обширная экспозиция, включающая живопись, графику, скульптуру, эскизы к фильмам, документальные кадры и архивные материалы погружает зрителя в атмосферу военных лет и воспоминания о суровых испытаниях. Особое место на выставке занимает скульптура Андрея Коробцова «Твёрже стали», выполненная специально для Галереи. Она представляет собой уменьшенное повторение центральной фигуры мемориального комплекса «Курская битва», созданной в 2023 году и символизирующей противостояние человека и машины в сражении на Курской дуге. Световая инсталляция с включением работы Коробцова, открывающая кульминационный раздел выставки, стала воплощением метафоры стойкости и непокорённости советского народа.

Ключевые слова: Третьяковская галерея, выставка «1418 дней. К 80-летию Великой победы», Великая Отечественная война, Курская битва, скульптура «Твёрже стали», Андрей Коробцов.



Harder than Steel. “1418 days. The 80th Anniversary of the Great Victory”

Irina Sedova

The exhibition “1418 Days. The 80th Anniversary of the Great Victory” held at the State Tretyakov Gallery has become one of the largest projects dedicated to the Great Patriotic War. The extensiveexposition that includes paintings, drawings, sculptures, sketches to films, documentaries and archive materials immerses the viewer into the atmosphere of the war years and the memory of severe trials. The sculpture “Harder than Steel” created especially for this event by Andrei Korobtsov occupies a special place. It is a reduced image of the central figure of the memorial complex “The Kursk Battle” executed in 2023 and symbolizing the confrontation between man and machine in the Battle of Kursk. A light installation, in which the sculpture is incorporated opening the focal section of the exhibition, has become an embodiment of the metaphor of the courage and invincibility of the Soviet people.

Key words: the State Tretyakov Gallery, exhibition “1418 Days. The 80th Anniversary of the Great Victory”, the Great Patriotic War, the Kursk Battle, the “Harder than Steel” sculpture, Andrei Korobtsov.



Статья полностью


В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «1418 дней. К 80-летию Великой Победы». Проект задуман как «выставка-переживание», концепция и состав которой ориентированы на то, чтобы погрузить зрителя в атмосферу военных лет и воспоминания о суровых испытаниях 1941–1945 годов, запечатлённых в произведениях искусства. Впервые Третьяковская галерея демонстрирует в таком объёме своё уникальное собрание, посвящённое Великой Отечественной войне. Были на фронте многие авторы, чьи работы представлены в экспозиции, их воспоминания звучат на выставке. Произведения, созданные в военные годы и имеющие документальную ценность, расположены рядом с работами тех, кто знал о войне по рассказам близких. В них запечатлены память о тяжелейшей трагедии ХХ века и глубокое осознание жертвы, принесённой человечеством. Живописные, скульптурные, графические произведения соседствуют с эскизами декораций к фильмам о Великой Отечественной войне, кадры из которых чередой проходят через всю экспозицию.

Д.К. Мочальский. Победа. Берлин 1945 года. 1948. Холст, масло. 200х189. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Такие знаменитые полотна, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Военный хлеб» Юрия Пименова, «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» Константина Юона, «Письмо с фронта» Александра Лактионова, «9 Мая» Евсея Моисеенко и другие, наряду с менее известными широкому зрителю, но столь же пронзительными и глубокими по содержанию работами, как «Ленинградка» Бориса Пророкова, «Весна 1945 года» Михаила Кугача, «Поле» Михаила Савицкого, «Дед Талаш» Фёдора Модорова дают возможность представить всю палитру сложных чувств и переживаний, вложенных художниками в произведения о войне.


Многочисленные графические листы, документирующие и важнейшие исторические события, и повседневную жизнь в тяжёлые военные годы, зачастую создавались прямо на местах сражений. Серия Алексея Пахомова «Ленинград в дни войны и блокады» – это рассказ о труднейших днях жителей города. Константин Финогенов в графической серии «Волжская твердыня» запечатлел героическую эпопею обороны и освобождения Сталинграда. Александр Дейнека, Дмитрий Мочальский, Юрий Цишевский сразу после Победы были командированы в Берлин. Их работы «Берлин. Разрушенные здания», «В день подписания Декларации», «Прифронтовой завод» (А.А. Дейнека), «Красное знамя над Рейхстагом» (Ю.А. Цишевский), «Победа. Берлин 1945 года» (Д.К. Мочальский) стали уникальными свидетельствами свершившегося. 

  

Скульптура занимает на выставке особое место. Это портреты героев, модели памятников, посвящённых Великой Оте-чественной войне, символические композиции на тему войны и мира, бытовые эпизоды из жизни. Проект представляет 61 произведение скульптуры, и только 9 из них созданы во время войны. По понятным причинам скульпторам в те годы было сложно работать, так как отсутствовал материал. Многие произведения, сделанные из гипса, не сохранились. Поэтому большинство скульптур в экспозиции – это вещи послевоенного времени. Однако наиболее крупные мастера всё же могли себе позволить работать в материале – Вера Мухина, Матвей Манизер, Сарра Лебедева, Беатриса Сандомирская, Екатерина Белашова, Евгений Вучетич. Наряду с ними звучат имена авторов, менее известных широкой публике, произведения которых также вошли в уникальный фонд Государственной Третьяковской галереи, посвящённый Великой Отечественной войне: Дмитрий Шаховской, Олег Кирюхин, Андрей Древин, Вадим Трояновский, Борис Едунов, Юлия Сегаль и другие.


Но есть на выставке работа, стоящая несколько особняком, – это скульптура самого молодого автора проекта Андрея Коробцова «Твёрже стали», выполненная специально для Третьяковской галереи. Она представляет собой уменьшенное повторение центральной фигуры мемориального комплекса «Курская битва», первая очередь которого была открыта 23 августа 2023 года в посёлке Поныри Курской области к 80-летию Победы на Огненной дуге. Идея создания мемориала принадлежит ветеранам Великой Отечественной войны. Здесь увековечена память о незаслуженно забытых героях северного фаса1. Впервые об этом заговорили в феврале 2021 года, а уже в сентябре было принято решение о проектировании мемориального комплекса.Как известно, сражение на Курской дуге проходило в период с 5 июля по 23 августа 1943 года и представляло собой совокупность оборонительных и наступательных операций Красной армии. Оно является одним из ключевых сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, ознаменовавшее коренной перелом в ходе военных действий, начатый под Сталинградом. «Немецкое военно-политическое руководство настойчиво искало возможность взять реванш за поражение в битвах под Москвой и Сталинградом, поддержать пошатнувшийся моральный дух своей армии и населения Германии, поднять престиж Третьего рейха в глазах своих сателлитов и предотвратить распад фашистского блока… Эта операция должна была стать генеральным сражением на Восточном фронте и продемонстрировать превосходство немецкой военной стратегии, возросшую мощь, боеспособность и неудержимость нацистской Германии»2. Но этим планам не суждено было сбыться. Разработанная немецким командованием знаменитая операция под кодовым названием «Цитадель», к осуществлению которой привлекли отборные войска и опытнейших генералов, в результате тяжёлых боёв потерпела сокрушительное поражение.

Крупнейшие сражения велись на направлении северного фаса, в радиусе населённых пунктов Молотычи – Ольховатка – Поныри. Однако самые ожесточённые и кровавые бои, продолжавшиеся на протяжении семи дней, развернулись в районе деревни Поныри. Курская битва всегда характеризовалась как величайшее танковое сражение. Однако не многие знают, что в Понырях танкам противостояла пехота: знаменитая 307-я стрелковая дивизия отразила 32 массированные атаки танков и пехоты противника, в результате чего передовые немецкие танковые войска потерпели сокрушительное поражение. 

Сами немцы называли посёлок Поныри «курским Сталинградом». «Та чудовищная мясорубка, которая была в центральной северной части Курской дуги, где, в отличие от Прохоровки, не столкнулись танковые соединения наших армий, а где фактически наступление танковых клиньев лучших частей германской армии было остановлено людьми – пехотинцами в окопах, артиллеристами, где против железа воевали люди», – прокомментировал сражение председатель Российского военно-исторического общества, помощник Президента РФ В. Мединский. Именно в этом заключался главный смысл техзадания, которое должно было лечь в основу композиционного решения скульптурно-архитектурного проекта в Понырях. 

В 2021 году состоялся конкурс на создание проекта мемориального комплекса «Курская битва», в первом туре которого авторы представили около тридцати работ. Однако результаты были аннулированы, так как ни один из предложенных вариантов не удовлетворил членов комиссии. Скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин показали тогда композицию, основная идея которой – защита родины: на холме находились три солдата, державшие оборону. 

Конкурсантам дали вторую попытку, переформулировав техзадание. Теперь главным тезисом стала идея о том, что Курская битва – масштабное сражение, развивавшееся в разных направлениях. Поэтому основной целью для участников конкурса было отражение противостояния между человеком и железом, что являлось отличительной особенностью битвы в Понырях. Для творческой группы Коробцова и Фомина поставленная задача, по их собственному признанию, стала серьёзным художественным и личностным вызовом: как воплотить в пластике борьбу плоти против стали?

Скульптор Андрей Коробцов в цехе литейного производства «Бронзалит». Фотография

Андрею Коробцову, жителю города Губкина Белгородской области, как скульптору давно хотелось сделать что-либо на родине. Ведь именно в Белгородской области, граничащей с Курской, в районе Прохоровки развернулись основные события Курской битвы, когда две танковые лавины двинулись навстречу друг другу. История с конкурсом мемориального проекта в Курской области стала для него делом гражданской и профессиональной совести. В этой работе слилось всё: и любовь к месту, где вырос, и желание достойно увековечить память о героях одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны, и профессиональная репутация.

Изначально скульптор и архитектор рассматривали достаточно традиционные варианты композиции военного памятника – стоящий солдат, блиндаж, стела. Однако оба понимали, что при таких подходах главный смысл поставленной задачи ускользает, идея победы человека над машиной не будет отражена. Творческая группа продолжила поиски пластического решения, которое стало выкристаллизовываться в процессе работы. Наконец был найден отвечающий замыслу вариант: боец обеими руками раздвигает идущую на него армаду танков. Сами танки предлагалось изобразить в виде рельефов на так называемых крыльях, располагавшихся по обеим сторонам от солдата и являвшихся метафорой той огромной массы железа, которая обрушилась на советских воинов во время сражения. 

Образ главного героя монументальной скульптурной композиции глубоко символичен. Это простой солдат-пехотинец, который, став «живым щитом», остановил передовые танковые дивизии противника. Несмотря на то, что характер персонажа был изначально очевиден, для Андрея Коробцова работа над центральной фигурой монумента стала самой сложной. Трудность для скульптора заключалась в том, чтобы пластическими средствами показать напряжение, с каким солдат раздвигает железные стены, не прибегая при этом к изображению гримасы на его лице. Одновременно автору хотелось максимально стилизовать фигуру бойца, найти соответствующий пластический ход, позволяющий придать образу цельность и символическое звучание. В отличие от Ржевского мемориала3, где фигура солдата выполнена в принципиально ином ключе – она многодельна и максимально детализирована, – Андрею Коробцову хотелось найти прямо противоположное решение. Скульптор сделал порядка пятнадцати вариантов моделей центральной фигуры будущего монумента – это была сложная, вдумчивая работа. В конце концов удалось найти адекватное замыслу воплощение.

По итогам проведённого конкурса жюри выбрало два проекта: тот, что представила творческая группа Коробцов – Фомин, и второй – предложение мастерских Студии военных художников имени М.Б. Грекова, которые показали не реализованный в своё время, доработанный проект скульп-тора Евгения Вучетича. Он задуман в виде двух клиньев, символизирующих собой столкновение противостоящих друг другу армий – русской и немецкой. В результате приняли решение воплотить оба проекта, создав в итоге многочастный архитектурно-скульптурный комплекс. 

Строительство мемориального комплекса разбили на два этапа. Проект Коробцова – Фомина стал входной группой, с него началась работа. Константин Фомин приступил к подробной разработке архитектурной части – площади перед монументом и двух павильонов. В это время Андрей Коробцов изготавливал в пластилине модель центральной фигуры воина высотой полтора метра. Дальнейшие действия по созданию скульптуры были проведены по особой технологии, предложенной Коробцовым, которая позволяла ускорить процесс отливки в три раза. Смысл её состоял в том, чтобы исключить из процесса довольно длительный этап формовки и восковки по традиционному методу. Это было крайне важно, так как времени до предполагаемого открытия мемориала оставалось немного. 

Провели 3D-сканирование фигуры, затем в литейном цехе модель с помощью роботов увеличили в пенопласте. Для дальнейшей работы скульптору требовался пластилин особой структуры – более мягкий, чем обычно принято использовать. Автор обратился на Подольский художественный завод с просьбой сварить пластилин нужной консистенции, которым впоследствии обкладывалась модель из пенопласта. Это позволяло Коробцову оперативно вносить корректировки в форму. На заключительном этапе созданная уже в реальном размере модель распиливалась на куски с помощью вольфрамовой нити, которая режет пенопласт как масло. Затем фрагменты скульптуры переместили в литейный цех для последующей формовки в так называемой ХТС – холодно-твердеющей смеси, позволяющей сразу отливать крупные части работы. Такая технология имеет преимущество и при сборке произведения, так как швы фрагментов в этом случае совпадают идеально. Благодаря предложенному Андреем Коробцовым методу монтаж скульптуры был произведён за несколько дней с высокой точностью.

Работа над самим комплексом началась зимой 2023 года. Оригинальное пластическое решение сложносоставной композиции подчёркнуто особым сочетанием материалов. Центральная фигура тради-ционно выполнена в бронзе, а окружающие стены-крылья – из кортеновской стали, устойчивой к погодным условиям. Её отличительная черта состоит в том, что покрывающая поверхности плотная оксидная плёнка (ржавчина) не позволяет металлу соприкасаться с водой, тем самым не допуская его коррозии. Однако основанием для выбора этого материала стал в первую очередь необходимый образно-смысловой эффект, достигаемый использованием ржавчины как важного эмоционального акцента. 


Прежде чем приступить к работе над памятником, Андрей Коробцов ездил в лагерь Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт», участники которой занимаются нахождением захоронений погибших в годы Великой Отечественной войны. Он наблюдал, как достают останки, проржавевшие части орудий. «Осколки войны» произвели на скульптора тяжёлое впечатление. «Ржавчина – это цвет войны», – сказал Андрей. Ему хотелось добиться художественными средствами ранящего душу ощущения понесённых потерь, отголоска прошедших боёв. Отсюда возникла идея использования кортеновской стали. На постаменте монументальной композиции, выполненном из бетона с каменной облицовкой, выбита надпись: «Слава героям Курской битвы». 

Авторы запроектировали ночную подсветку, благодаря которой монумент загорается кроваво-красным светом. Цвет также приобретает символическое значение. Именно эта идея – фигура бойца в пылающем алом зареве – использована на выставке: световая инсталляция с включением работы «Твёрже стали» открывает кульминационный раздел экспозиции, рассказывающий о главных сражениях Великой Отечественной войны. Точно найденная поза солдата-пехотинца, мощным жестом рук раздвигающего танковые армады противника, колоссальное внутреннее напряжение, переданное в выражении его лица, – все эти несомненные достоинства образно-пластического решения скульптурного произведения позволили ему стать метафорой стойкости и непокорённости. 

А.С. Коробцов, К.Е. Фомин. Мемориал на Курской дуге. Фотография. 2023. Курская область, Поныровский район


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Северный фас – северная и северо-западная часть Курского выступа протяжённостью 306 км.

2 Соколов А.М. Курская битва // Великая Отечественная война 1941–1945 годов. М., 2005. С. 145–146.

3 Андрей Коробцов (совместно с архитектором Константином Фоминым) является автором Ржевского мемориала, установленного на месте ожесточённых боёв Ржевско-Вяземской операции. Открыт 30 июня 2020 года. Подробнее см.: Поликарпов Д.А. Ржев. И один в поле воин // Русское искусство. 2020. № 2. С. 104–109.





Новый номер