Русская дорога. Тема СВО на театральной сцене

Русская дорога. Тема СВО на театральной сцене

Виктория Пешкова


Сегодня российские театры осваивают непростой материал о Специальной военной операции и, вопреки условности сцены, берутся за сложнейшую задачу – говорить об этом честно, без прикрас. Первым стал Театр Российской армии с лабораторией «Время героев», где родились пронзительные пьесы «Ложь во спасение» и «Серая зона» – о луганском мальчике, встретившем отца-ополченца, и о простой женщине, похоронившей всех, кто был ей близок и дорог. На этой же сцене был поставлен спектакль «Данькина каска», показывающий историю современного бойца, наследника легендарного Тёркина. В Башкирии ставят драму о добровольцах «Одной жизни, видно, мало», в Театре Моссовета – «Неотправленные письма» о судьбах одиннадцати солдат, которые изложены на бумажных страницах, а в Театре Олега Табакова – документальную исповедь ветерана СВО Артёма Василюка «Позывной Тишина». Эти постановки соединяют фронт и тыл, побуждают зрителей сопереживать не столько персонажам, сколько реальным людям.

Ключевые слова: лаборатория «Время героев», тема СВО на театральной сцене, «Серая зона», «Данькина каска», «Одной жизни, видно, мало», «Неотправленные письма», «Позывной Тишина».


The Russian Road. The Subject of SMO on the Theatrical Stage

Viktoria Peshkova

Today, theaters in Russia are beginning to work with the challenging material about the Special Military Operation and, despite the conditionality of the stage, are undertaking a most complex task – to talk about this honestly and matter-of-factly. The first was the Theater of the Russian Army with the laboratory “Time of Heroes” and its poignant plays “A Lie to Save” and “Grey Zone” about a boy from Lugansk who meets his father, a militia man, and a common woman who had buried everyone who was close and dear to her. On the same stage, the play “Danka’s Helmet” showing the history of a modern warrior, the successor of the legendary Tyorkin, was presented. In Bashkiria, a drama about volunteers “It Seems that One Life is Not Enough” is being put on; in Mossoveta Theater – “Unsent Letters” about the fates of eleven soldiers described on paper pages; and at the Oleg Tabakov Theater a documentary confession of a SMO veteran Artyom Vasilyuk is produced under the title “Codename Silence”. These productions link the frontlines and the rear and prompt the viewers to empathize not with the characters, but with real people.

Key words: laboratory “Time of Heroes”, the subject of the SMO on the theatrical stage, ““Grey Zone”, “Danka’s Helmet”, “It Seems that One Life is Not Enough”, “Unsent Letters”, “Codename Silence”.



Статья полностью

Специальная военная операция – самая важная из реалий сегодняшней жизни страны. Так или иначе она касается каждого из нас. Воины сражаются, рабочие куют победу в заводских цехах, инженеры в лабораториях совершенствуют технику и вооружения, добровольцы отвозят гуманитарную помощь и помогают пострадавшим, дети пишут письма и передают бойцам рисунки. И музы не молчат, когда говорят пушки. Уже есть стихи и песни, живописные полотна, проникновенная проза, берущие за душу фильмы. Театру – сложнее, ведь он по природе своей – искусство достаточно условное. А раз так, то войну, какая она есть, на сцене показать практически невозможно – зритель не поверит. Однако нашлись театры и в Москве, и в регионах, сумевшие сломать существующий шаблон. На их сценах идут спектакли, рассказывающие о СВО честно и откровенно. 


Спектакль ЦАТРА «Серая зона» на учебном полигоне г. Будённовска



Первым к теме СВО обратился Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА), проведя летом 2023 года лабораторию «Время героев». Такой метод освоения актуальных тем прекрасно зарекомендовал себя в театральной практике. ЦАТРА предложил режиссёрам поработать с текстами, созданными по следам событий на Донбассе. Выбрав пьесу, они за несколько недель должны были подготовить с артистами эскиз, на основании которого экспертный совет лаборатории оценивал целесообразность репертуарной постановки. Драматурги, причём не только профессиональные, откликнулись с радостью. Режиссёров, готовых воплотить непростой материал хотя бы в эскизе, оказалось гораздо меньше. Перенести на сцену события, разворачивающиеся фактически в режиме реального времени, крайне сложно – творчество процесс хрупкий и труднопредсказуемый. Режиссёру необходимо найти внятный художественный язык и выразительные средства, с помощью которых можно говорить о невыдуманном – о боли, страдании, отчаянии, о преодолении страха, об обретении силы и мужества, надежды и веры. О жизни в условиях, когда подлинность смыслов и ценностей проверяется на прочность ежесекундно. 

Спектакль ЦАТРА «Серая зона» в воинской части

Молодой режиссёр Юлия Шульева представила на лаборатории эскиз по короткой пьесе «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной из Луганска. Эта история столь же проста, сколь и драматична. Рома был совсем малышом, когда в 2014 году отец ушёл в ополчение, а он с мамой оказался по другую сторону линии фронта. Когда сын подрос, маме (Анна Киреева) пришлось сказать ему, что папа умер. Иначе им обоим было не выжить – в прифронтовом Лисичанске убивали и за меньшее. А когда вокруг дома загромыхала битва, лгать дальше стало бессмысленно – глава семьи, а ныне боец с позывным «Лис» (Юрий Сазонов), вернулся к своим родным. Десятилетнему Роме (его с потрясающим перевоплощением играет Мария Швыдко) многое предстоит узнать и понять. Но для этого мальчику нужно выпустить из рук автомат, который он направил на русского военврача (Илья Артамонов), пришедшего его лечить. 

Работа Юлии Шульевой получилась настолько убедительной, что театр принял решение создать репертуарный спектакль. Второй частью диптиха стала монопьеса «Серая зона» Ольги Манько из Севастополя. В ней героиня прощается с домом, где прожила всю жизнь и ещё восемь лет, которые дом простоял на «ничейной» земле. Похоронив всех, кто был близок и дорог, Анна уезжает к дочери на Большую землю. Актриса Инна Серпокрыл родом из Донецка, её собственная судьба в чём-то схожа с участью Анны, а потому свою героиню она понимает лучше, чем кто бы то ни было. Эта удивительная женщина, выплакав все слёзы по ушедшим, находит силы помнить «ярко-жёлтый запах солнца, которым всегда пахнет детство», и верить, что там, за клубами едкого дыма бесконечных пожарищ, есть и солнце, и синее небо. 

Две простые истории объединили в постановку под названием «Серая зона». Она идёт на Экспериментальной сцене театра. Актёры и зрители друг от друга на расстоя-нии вытянутой руки, а значит, никакой четвёртой стены тут нет и быть не может. Художник-постановщик Николай Давыдов создал предельно лаконичное пространство: металлические сетки, железные кровати, скромный домашний скарб – жизнь, от которой сохранился только остов, тем не менее не желает становиться небытием. «Самое сложное, – признаётся Юлия Шульева, – показать реальных людей. Не обобщённые образы, как это зачастую бывает в театре, а вполне конкретных людей, для которых война – не сводки в интернете и не телевизионные новости, но ежедневное существование на грани смерти. В ходе работы над спектаклем мы общались по скайпу с героиней «Серой зоны», так что это – абсолютно документальная история. К сожалению, её финал в реальности (Анна погибла) оказался совсем не такой, как на сцене. В память об Анне и тысячах других людей, чьи судьбы искалечили новоявленные нацисты, мы и сделали спектакль о Жизни, которая побеждает смерть…» 


Осенью 2023 года в репертуар ЦАТРА вошёл ещё один спектакль об СВО – «Данькина каска». Драматурга Егора Черлака вдохновила легендарная поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин». В результате появилась пьеса о Даниле Гимнастёркине и его товарищах, ведущих «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». И тоже в стихах. Персонажи – образы собирательные, но созданные из черт реальных людей: в 2014 году Егор Черлак ушёл в народное ополчение ЛНР, был бойцом разведвзвода казачьего батальона. Отметим особо, что на авторский гонорар за постановку он приобрёл тепловизоры и отправил в зону СВО. 

Режиссёр Диана Борина увлеклась идеей соединить в одном спектакле два поэтических текста, разделённых без малого восемью десятилетиями, но спаянных воедино образом простого солдата, защитника родной земли. Эскиз спектакля был показан в рамках режиссёрской лаборатории «Век Астафьева» и признан лучшим. А вскоре получил и развёрнутое воплощение на сцене Большого зала театра, которая способна вместить и игровое пространство, и места для публики, не зря же это самая большая театральная площадка Европы. 

Перед зрителями проходят будни штурмового отряда, в который прибыл Молодой боец (Андрей Кочинов). Командир (Сергей Данилевич) и его ребята – Даня Гимнастёркин (Тимур Еремеев), Танкист (Дмитрий Ломакин), Снайпер (Илья Баранов) и Разведчик (Константин Днепровский) – помогают новобранцу освоить непростую военную мудрость. Штурм, привал, письма из дома, захват языка, концерт приехавшей к бойцам Артистки (известная певица Юта, она же Анна Осипова) – жизнь идёт в том же темпе, что и война, по-другому на передке не бывает. В спектакле много музыки. Песни, написанные о бойцах СВО, соседствуют с поистине бессмертной советской классикой. Дмитрий Ломакин исполняет «Синий платочек» в современной аранжировке – ритмы времени изменились, но смысл и душа песни остались прежними. 

Художнику-постановщику Майе Федоcеевой и художнику по свету Андрею Богуславскому удалось решить весьма непростую задачу освоения огромного сценического пространства. Они использовали принцип концентрических кругов. В центре – деревянная конструкция, которая может стать сторожевой вышкой, блиндажом, да чем угодно, – одним словом, точкой притяжения фронтовой повседневности. По периметру сцены прописан второй план, на котором тоже развивается действие, а огромный зрительный зал (занавес на спектакле поднят) и осветительские ложи у авансцены превращаются в поле боя. Мера условности постановки сродни представлениям в шекспировском «Глобусе» с его табличками «Замок», «Лес», «Ущелье» и так далее. Реализм здесь кажется искусственным, зато человеческое воображение получает возможность достроить то, что ему художники только подсказали. 


«Василий Тёркин воевал в Великую Отечественную, Даня Гимнастёркин – сейчас, и также необходим бойцам, как и его славный предшественник, – уверена Диана Борина. – Мы играли спектакль в воинских частях, в госпиталях и реабилитационных центрах для ветеранов СВО. Нам хотелось, чтобы ребята ещё раз увидели и услышали: их помнят, любят и ждут с победой! Когда у людей, смотревших в лицо смерти, слёзы наворачивались на глаза, мы чувствовали, что сделали что-то стоящее. “Данькину каску” я поставила не только в Театре армии, но и в моём любимом Севастополе, в Театре Черноморского флота. Мы репетировали в бомбоубежище – город прошлой весной обстреливали. Из-за этого пришлось перенести премьеру, но мы её сыграли и спектакль очень полюбился севастопольцам». 

Не удивительно, что посвящения бойцам СВО появляются не только в столичных театрах. На фронте плечом к плечу стоят все народы нашей страны, и каждый знает и чтит своих героев. В феврале 2025 года в Национальном молодёжном театре Республики Башкортостан имени Мустая Карима режиссёр Рустем Хакимов выпустил спектакль «Одной жизни, видно, мало» по мотивам одноимённого романа известного башкирского писателя Мунира Кунафина. Жанр спектакля заявлен как драматическая поэма. Художник-постановщик Сулпан Азаматова разделила сценическое пространство вертикальными стелами, которые воспринимаются как своего рода пограничные столбы между войной и миром. Кажется, что именно по ним проложена та самая «ленточка», за которую не так легко ступить и ещё труднее – из-за неё вернуться. В сценографию очень аккуратно включена видеографика, созданная Эльвирой Тувалевой. Она не отвлекает внимания от артистов на сцене, но поддерживает атмосферу и пространственную перспективу действия. Завершающим и очень важным штрихом в сценографии стала партитура художника по свету Эмиля Исмагулова. 

Семеро мужчин отправляются добровольцами на СВО. Большинство пошли вое-вать, потому что знают – настоящий мужчина должен защищать свой дом и свою Родину. Но есть и те, кто бежит от семейных неурядиц, за длинным рублём или пытается таким способом сойти с кривой дорожки, на которую встал по глупости. Такие разные люди оказываются в одном подразделении под началом у «Комбата» (Рамзиль Салманов). Он и ведёт рассказ о своих бойцах – «Герое» (Байегет Мухарлямов), «Историке» (Венер Камалов), «Хакере» (Вадим Клысов), «Малыше» (Динислам Сафин), «Сэсэне» (Вадим Хайруллин), «Имане» (Венер Сунагатов) и «Носороге» (Ильсур Хабиров). Младшему нет и двадцати, самому старшему – за пятьдесят. Практически за каждым персонажем – реальная судьба, переосмысленная средствами театра. Герой России Ильдар Суфияров подорвал себя и троих укронацистов гранатой. Кавалер ордена Мужества Фанис Хусаинов угнал вражеский БТР, получив прозвище-позывной «Безбашенный».


«Мы делали спектакль о том, как меняются люди, попавшие из мирной жизни на фронт. Они начинают понимать истинную цену жизни и смерти, любви и братства и иными глазами смотрят на себя, своих близких, на друзей и на врагов. О том, что происходит в зоне СВО, надо говорить только правду, – убеждён режиссёр Рустем Хакимов. – В зале наверняка будут люди, знающие, как всё происходит на самом деле, и мы не должны их подвести. А тех, кто там не был, мы не имеем права обманывать». 

Театр сегодня становится ещё одним мостиком, соединяющим фронт и тыл. Особенно ярко это воплощено в спектакле Театра Моссовета «Неотправленные письма». В основе постановки режиссёра Вячеслава Манучарова – одноимённый роман писателя Олега Роя, одно из первых прозаических произведений о СВО, в котором тоже собраны невыдуманные истории. Те, кто воюет, встречаются с теми, кто их любит и ждёт, только на бумажных страницах, спрятанных в разномастные конверты. Начало спектакля явственно отсылает к «Двум капитанам» Вениамина Каверина – здесь тоже почтальон не смог доставить письма. Он попал под обстрел, и посечённая осколками сумка осталась лежать на дороге. Её подобрала Надежда (Анастасия Тагина), принесла домой. Чужие письма читать нехорошо, но иначе не разложить их по конвертам и не отправить послания по назначению. Владимир (Дмитрий Щербина) предлагает жене нарушить правила хорошего тона. Есть в спектакле ещё два персонажа – Он (Владимир Андриянов) и Она (Екатерина Девкина). Четверо артистов перевоплощаются в отправителей писем и их получателей. 

И тех и других в спектакле немало. Отец-ополченец объясняет маленькому сыну, почему пошёл воевать. Хирург фронтового госпиталя, доктор наук, профессор даёт заменившей его в родной больнице коллеге наставления по уходу за пациентами. Учитель физики из саянского посёлка пишет с передовой своему классу, а отвечает ему самый хулиганистый из учеников, рассказывая, как изменил ребят поступок классного руководителя. Молоденькая медсестра признаётся маме, что на самом деле она проводит отпуск в полевом госпитале. Делится тем, как нелегко ассистировать на операциях, как мучительно видеть чужие боль и страдание и рассказывает о том, что именно здесь она встретила настоящую любовь. 

Художник Вадим Андреев создал камерное пространство (спектакль идёт на «Сцене под крышей»), окружённое фанерными щитами, на которых наклеены конверты. Какая защита может быть от фанеры? Но дело не в ней, а в этих обгорелых страницах, оберегающих сердца и души людей от тоски и отчаяния. Видеохудожник Евгений Тамецкий расширил сценическое пространство до пределов нашей огромной страны, где есть бескрайние поля, снежные вершины, глубокие озёра – всё, что защищают сейчас те, кто «за лентой». «О людях, которые сражаются за наше будущее, нужно говорить в полный голос, – считает режиссёр спектакля Вячеслав Манучаров. – К кино, театру и телевидению это относится в первую очередь. Пришло время осмысливать происходящее в самом широком контексте, в том числе и политическом. Если мы этого не сделаем, мы проиграем самих себя. Времена, когда искусство было вне политики, как мне кажется, безвозвратно уходят в прошлое. Да, события СВО очень сложно пропускать через себя, но иначе нельзя, если ты – гражданин своей страны».


Недавняя премьера Московского театра Олега Табакова (ТОТ) называется «Позывной Тишина». Это первый совместный проект ТОТа и театра «Современник», двух коллективов, объединённых общим художественным руководством. С лета 2024 года их возглавляет Владимир Машков. Спектакль сделан в жанре документальной драмы. В основе пьесы – жизнь реального человека, рассказанная им самим. Герою даже подлинное имя сохранили. В 2023-м группа ветеранов СВО была приглашена на фестиваль «Таврида. Арт» в качестве консультантов лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции». В их числе – Артём Василюк, бывший сотрудник МЧС, добровольцем ушедший на фронт в самом начале СВО. В работе лаборатории участвовали заведующий литературной частью ТОТа Олег Антонов и молодой актёр театра Севастьян Смышников. Так авторы пьесы встретились со своим героем. На лаборатории из рассказов Артёма был сделан эскиз. Владимир Машков увидел в нём зерно будущего спектакля.

Владимир Львович предложил и сценографическое решение постановки, а воплотил его в жизнь художник Иршат Азиханов, разработавший систему модульных блоков: меняя их конфигурацию на площадке, можно строить как военные, так и мирные сцены. Он же стал автором костюмов, в создании которых ему помогали военные консультанты, – так что экипировка актёров максимально достоверна. К организации спектакля привлекли пиротехников; художник по свету Айвар Салихов тщательно проработал сложное световое решение, и в итоге боевые эпизоды, при всей условности театрального действия, держат эмоциональный накал. Важным элементом сценографии стал занавес, на который проецируется медиаконтент, комментирующий происходящее на сцене, в том числе и кад-ры военной хроники, снятые не тележурналистами, а самими бойцами. В финале на экране появляется и сам герой спектакля – Артём Василюк. 

Фактически над пьесой работал «квартет» Машков – Антонов – Смышников – Василюк. В полтора часа им удалось вместить исповедь человека, одержавшего, пожалуй, самую трудную победу – над самим собой. Пожарный по профессии, Артём (актёр «Современника» – Николай Клямчук) и так ежедневно спасал людей, но решил, что там, «за лентой», он будет нужнее. Любимая женщина (Анастасия Тимушкова) его не поддержала. Зато на фронте Артём, получивший от товарищей позывной «Тишина», встретил людей, на которых можно положиться и в горе, и в радости: мудрого командира, для всех он просто «Батя» (Дмитрий Бродецкий), Серёгу (Максим Сачков), Никиту (Севастьян Смышников), Николая (Аркадий Киселёв). В одной из атак боец «Тишина» будет тяжело ранен, друзья спасут ему жизнь, вытащив из-под огня, а вот ногу ему врачи сохранить не смогут. В госпитале он встретит Катю (Арина Автушенко), женщину, которая совершит поступок сродни подвигу, вытянув любимого из бездны отчаяния. Дорога к нормальной жизни будет трудной – фронтовикам непросто в неё встроиться, и об этом в спектакле рассказано очень честно, без прикрас. В самый трудный момент герой услышит слова командира: «Ты теперь навсегда на посту». Так в жизни Артёма снова появится смысл. 


«Мы хотели показать человека на войне таким, какой он есть, – признаётся режиссёр спектакля Севастьян Смышников. – История Артёма важна тем, что он нашёл в себе смелость рассказать, как невыносимо трудно бывает “вернуться из боя”, обрести себя в новой жизни, которая так не похожа на прежнюю. И мы очень благодарны Артёму за помощь. Он очень тонко чувствующий, поэтичный человек. Без его участия в работе над спектаклем результат получился бы совсем другим. Очень сложно показать на сцене боевые действия в режиме “здесь и сейчас”. Спасибо бойцам, поделившимся своими съёмками, пиротехникам и нашим консультантам. Владимир Львович с самого начала настроил всю команду: спектакль должен быть о том, что для человека сегодня действительно важно. Да, пока спектаклей о специальной военной операции немного – не так-то просто осмысливать события, которые ещё не закончились, тем более, искать способы отразить их на сцене. Но я уверен, придёт Победа – пойдут и спектакли!»


Сцена из спектакля «Позывной Тишина»

Осмысливать Историю, творящуюся на твоих глазах, способны немногие. Как тут не вспомнить есенинскую максиму «...большое видится на расстоянье». Но для таких судьбоносных событий, как СВО, своевременная фиксация имеет особую ценность. Малые и экспериментальные сцены становятся площадками, где режиссёры «разминают» важные, сложные, нелинейные темы, которые впоследствии получат своё воплощение на сценах больших. Когда в двух шагах от тебя – на маленькой сцене – правда жизни вгрызается в правду искусства, начинают дышать почва и судьба. Сейчас всем нам необходим честный и искренний взгляд из сегодня в сегодня – на дорогу, по которой идёт страна. 



ПРИМЕЧАНИЯ

1 В скобках после имён персонажей указаны фамилии артистов, которые играли в спектаклях, виденных автором статьи, хотя в постановках нередко задействованы несколько составов исполнителей.

2 Автор сохраняет пунктуационное написание спектакля, согласованное Московским театром Олега Табакова с Институтом русского языка имени В.В. Виноградова РАН.


Фотографии предоставлены пресс-службами театров.




Новый номер