Пятиконечная звезда – эмблема Красной Армии, воплощённая в архитектуре

Пятиконечная звезда – эмблема Красной Армии, воплощённая в архитектуре

Татьяна Малинина


В период кардинальной архитектурной реформы 1930-х годов проектировалось одно из крупнейших зданий эпохи – Центральный театр Красной Армии (ныне – Центральный академический театр Российской армии). Перед авторами Каро Алабяном и Василием Симбирцевым стояла задача создать архитектурный памятник Красной Армии и выразить в нём идею защиты отечества. За основу композиции взята нестандартная для театра традиционного типа форма – пятиконечная звезда, являющаяся эмблемой Красной Армии. Принцип пятиконечности выражен на всех уровнях – не только в плане здания, но и в деталях (сечении колонн, внешнем и внутреннем декоре). Над оформлением плафонов зрительного зала и фойе работали ведущие художники того времени: Л. Бруни и А. Дейнека, росписью раздвижного занавеса (не сохранился) занимался В. Фаворский. Сцена, оборудованная по проекту известного инженера И.Н. Мальцина, по своей технической оснащённости и по сей день остаётся одной из лучших в стране.

Ключевые слова: Центральный театр Красной Армии, Каро Алабян, Василий Симбирцев, архитектура, сталинский ампир.


The Five-Point Star – Emblem of the Red Army Integrated in Architecture

Tatyana Malinina


During the cardinal architectural reform of the 1930, one of the largest buildings of the Soviet era was being designed – the Central Red Army Theater (presently The Central Academic Theater of the Russian Army). The authors, Karo Alabyan and Vasily Simbirtsev, were faced by the task of creating an architectural monument to the Red Army and expressing in it the idea of protecting the homeland. The basis of the structure was formed by a non-typical for the traditional theater shape – a five-point star that was the emblem of the Red Army. This five-point principle was followed not only in the design of the building, but also on all its levels and in all details, such as column sections and the internal and external décor. The plafonds of the audience hall and lobby were created by leading artists of the time: L. Bruni and A. Deineka; and the tableau curtains were painted by V. Favorsky (not saved). The stage, equipped following the design of the well-known engineer I.N. Maltsev, still remains, by its technical capability, one of the best in the country.

Key words: the Central Red Army Theater, Karo Alabyan, Vasily Simbirtsev, architecture, Stalinist empire style.

Новый номер