«Искусство радости» Аркадия Пластова. Стилистические тенденции в творчестве 1940–1950-х годов

«Искусство радости» Аркадия Пластова. Стилистические тенденции в творчестве 1940–1950-х годов

Татьяна Пластова


Подъём национального самосознания, связанный с Победой в Великой Отечественной войне, активизация творческих сил, с одной стороны, и политическая и идеологическая реакция – с другой, определяли ландшафт советского искусства в период 1945–1955 годов. Так, охватившее страну ликование воплотилось в живописном стиле, который сформулировал художник Аркадий Пластов и назвал «искусством радости». Для самого мастера послевоенное десятилетие явилось периодом творческой эволюции, переходом к «бессобытийному жанру». Результатом долгих поисков стали картины «Ужин трактористов», «Юность», «Лето», характеризующиеся отказом от развёрнутой сюжетности, изменением сущности и функции натурного этюда. Модуляцией «искусства радости» можно считать также работы, сочетающие идеологический пафос «Большого стиля» с простотой и уютностью сюжета бидермейера. Например, «Стихи Маяковского» А. Дейнеки, «И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми» В. Ефанова, «Утро нашей Родины» Ф. Шурпина, «Радуга» Г. Нисского.

Ключевые слова: А. Пластов, В. Костин, «искусство радости», «Большой стиль», художественная критика, эпистолярное наследие, Великая Отечественная война.

Arkady Plastov’s “Art of Happiness”. Stylistic Tendencies in the 1940s – 1950s Paintings

Tatyana Plastova


The rise of national morale following the victory in the Great Patriotic War and the activation of creative forces on the one hand, and the political and ideological reactionary trends on the other, have shaped the landscape of Soviet art during the period from 1945 through 1955. Thus, the universal jubilation that had swept the entire country was expressed in an artistic style defined by the artist Arkady Plastov as “the art of happiness”. For him, the post- war decade was a time of creative evolution and transition to an “uneventful genre” - following lengthy pursuits he executed such paintings as “The Tractor Drivers’ Supper”, “Youth” and “Summer” that were characterized by rejecting extensive plots and altering the essence and functions of plein-air studies. Works combining the ideological pathos of the Grand Style and the simplicity and coziness of the Biedermeier may be considered as modulations of the “Art of Happiness” - they include “Mayakovsky’s Poems” by A. Deineka, “I.V. Stalin and V.M. Molotov with Children” by V. Yefanov, “Morning of Our Motherland” by F. Shurpin and “Rainbow” by G. Nissky.

Key words: A. Plastov, V. Kostin, “Art of Happiness”, “Grand Style”, art criticism, epistolary legacy, the Great Patriotic War.

Новый номер