«Право личности на память»

«Право личности на память»

Мария Бодрова

С 20 мая по 31 июля 2022 года в Третьяковской галерее развернута выставка «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса», приуроченная к 85-летию художника. Входивший в круг нонконформистов 1960–80-х годов, Штейнберг был признан не только на родине, но и за рубежом. Некоторым из его работ и философским воззрениям на искусство посвящена статья куратора действующей выставки. Штейнберг, обратившийся к наследию К. Малевича, по-своему истолковал супрематизм и с помощью формы-знака выразил собственное представление о мироздании. «Хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист. Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг – читайте, здесь все сказано». Где бы ни жил Штейнберг – в Москве, Париже или Тарусе, он всегда пользовался красками той земли, на которой они произрастали, считал себя почвенником.
Ключевые слова: Эдуард Штейнберг, выставка, нонконформисты, наследие супрематизма, философия искусства.

“The Right of the Individual to Remember”

Maria Bodrova

From May 20 to July 31, 2022, the Tretyakov Gallery is holding the exhibition “Eduard Shteinberg. Moscow. Paris. Tarusa” timed to the 85th anniversary of the artist, who as a member of the non-conformist circle of the 1960s-1980s was recognized not only in Russia, but abroad as well. The author of this article, the curator of the exhibition, dwells on some of his works and philosophical views on art. Shteinberg, who turned to the heritage of Malevich, provided his own interpretation of Suprematism; and using the form-sign expressed his own idea of the universe. “I would like to stress that I am not an abstract artist, but a normal realist. Look at any of my canvases: there is the sky, the earth, the cross, the circle – you may read it, it tells you everything”. Wherever Shteinberg lived, be it Moscow, Paris or Tarusa, he always used the colors of that land on which they grew and considered himself a man of the soil.
Key words: Eduard Shteinberg, exhibition, non-conformists, suprematism legacy, the philosophy of art.

Статья полностью

Эдуард Штейнберг и Галина Маневич на персональной выставке художника в Государственной Третьяковской галерее. 2004. Архив Галины Маневич. Москва

С 20 мая по 31 июля 2022 года в Третьяковской галерее развернута выставка «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса», приуроченная к 85-летию художника. Штейнберг, входивший в круг нонконформистов 1960–80-х годов, стал признанным не только на родине, но и на международной арене.

Эдуард Штейнберг (1937–2012) был среди тех художников, кто через несколько десятилетий после создания К.С. Малевичем первых супрематических произведений не только обратился к наследию мастера, но и по-своему взглянул на них. Для Штейнберга супрематизм стал инструментарием, с помощью которого можно работать со сложными философскими категориями. А они, в свою очередь, были необходимы для выражения с помощью формы-знака представлений о мироздании, Земле и Небе, единстве жизни и смерти. Художник видел свою задачу в том, чтобы «не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма 10-х годов и пластические идеи русского супрематизма, точнее, идеи К. Малевича»1. Произведения Штейнберга на протяжении следующих десятилетий могли дополняться цветом, внесением условной изобразительности, приведенной к схеме слов и цифр. При этом мастер считал, что зритель сам способен «прочесть» его картины и все увидеть: «Хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист… Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг – читайте, здесь все сказано, какая это абстракция?»2 Наполнив геометрическую абстракцию философским смыслом, художник создал авторский метод, который назвал метагеометрическим. Это название подчеркивает глубину категорий метавремени и метапространства, с которыми он работал, и позволяет представить Штейнберга не меньшим философом, чем художником. 

Уже в 1970-х годах произведения Эдуарда Штейнберга оказались за рубежом. Их показывали на групповых выставках неофициального искусства в Германии, Франции, Италии. Творчество неподцензурных художников было интересно западным искусствоведам. Чешский критик Индржих Халупецкий, автор работ по современному искусству, стал другом Штейнберга на многие годы.

В 1985 году в мастерскую Штейнберга пришел именитый парижский галерист Клод Бернар. К этому времени он уже сделал ряд успешных выставок советских официальных и неофициальных художников – Бориса Заборова, Юрия Купера, Дмитрия Жилинского. Бернар, в прошлом пианист и организатор музыкального фестиваля, «услышал» в работах Эдуарда Штейнберга «великую музыку искусства». 


В течение трех лет Штейнбергу не давали разрешения на выезд. Чтобы это стало возможно, «сверху» поступило указание срочно принять его в Союз художников – иначе за границу не выпускали. (Рекомендации дали Михаил Ромадин, Сергей Бархин и Николай Андронов.) И только в 1988 году мастер оказался в Париже, где в галерее Клода Бернара открылась его персональная выставка. Эмигрантская пресса активно откликнулась: «Для западного зрителя живопись Эдуарда Штейнберга – это не только знакомство с современным русским авангардом, пытающимся выйти из состояния изгнания, но и пример удивительной стойкости духа, нашедшего воплощение в живописных полотнах и композициях», – писала газета «Русская мысль» 13 мая 1988 года. 

7 июля 1988 года в Москве состоялся первый аукцион Sothеby’s. Все четыре работы художника, показанные на пред-аукционной выставке, были проданы (известны две из них: «Композиция: октябрь – ноябрь». 1987; «Композиция: похороны и воскресение». 1987).

К этому времени имя Штейнберга стало достаточно известным. Уже был создан «Деревенский цикл» (1985–1987), или, как еще его называл автор, «Поминальные записки», посвященный теме памяти об ушедших – жителях деревни Погорелка Горьковской области. Здесь, вдалеке от Москвы, художник обосновался на 20 лет, и здесь окончательно сложился его метод метагеометрии. «Его треугольники, круги и квадраты глядятся, как “геометрические фигуры”. Но что такое вообще геометрия, иначе сказать “гео-метрия”, как не искусство найти для земли какую-то меру? – писал французский искусствовед Доминик Фернандес. – О какой-либо конкретике говорить не приходится – речь идет просто о желании размежевать бесконечные русские просторы, разбить их на отдельные участки и оградить, чтобы беспредельность обрела хоть какие-то, пусть и зыбкие, границы»3

В 1992 году у Штейнберга появилась материальная возможность приобрести ателье в Париже. Выбор этого города был внутренне обусловлен любовью художника к французскому искусству вообще и к Парижской школе в частности. Ателье находилось в районе Монпарнаса, овеянном памятью о П. Пикассо, В. Кандинском, Х. Миро, Ю. Анненкове, З. Серебряковой, А. Бенуа. Рядом когда-то жил Осип Цадкин. И это для художника было ментально важно. Почти в это же время Штейнберг купил дом в любимой с детства Тарусе, которую вынужденно покинул в 1966 году, после развода родителей. Тогда из его жизни ушло место, которое взрастило Штейнберга как живописца, где под руководством отца Аркадия Акимовича и художника Б.П. Свешникова писал свои первые пейзажи, кстати, в духе любимого Ван Гога. С тех пор зиму и весну Эдуард Штейнберг с женой Галиной Маневич стали проводить в Париже, а лето и осень – в Тарусе. 

Э.А. Штейнберг. Гробовщик Вася. Диптих. 1990. Холст, масло. 110х180. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Где бы ни жил художник, тема русской земли никогда не отходила на второй план. Еще в 1960-х Штейнберг говорил, что пользовался только красками той земли, на которой они произрастали, считал себя почвенником, в 1968 году крестился у священника Дмитрия Дудко. «Человек глубоко религиозный, Штейнберг-художник обрел свои “формы” отнюдь не по воле случая, не наугад. Не будем искать им слишком буквальную дефиницию, поскольку его символизм остается поливалентным и при внимательном созерцании всегда обретает иной, по сравнению с первым, смысл. Треугольник напоминает Троицу, крест означает Крест, круг – идею совершенства мира. Линия может выглядеть как граница между жизнью и смертью, между днем и ночью – все то, что неотвязно преследует метафизическое воображение художника»4.

В своем творчестве Эдуард Штейнберг всегда стремился к выражению гармоничного мироустроения, где важными являются жизнь и смерть, Верх и Низ. Сам утверждающий гармонию природы и искусства, он считал простые геометрические формы, линию и цвет достаточными для ее достижения. Все остальные современные новации в искусстве, особенно из области технологий, не принимал. Из ХХ века выделял то, что было близким ему самому, связанное с экзистенциализмом, – немецкое и французское искусство середины столетия. Штейнберг отвергал глобализацию, которая «ведет к тому, что все становится одинаковым – что китайцы, что русские, что французы»5. При этом признавал влияние на себя западноевропейских и американских художников. «Повлияли и парижская атмосфера, и городские цвета…»6. В работах Эдуарда Штейнберга последних двух десятилетий не произошло принципиальных изменений в наборе геометрических элементов; они, изменения, заметны в области цвета и пространства. После «черного» периода 1980-х появилась сдержанная красочность сочетаний почти алого красного, сочного зеленого, белого и черного. Художник стал часто использовать яркие охры сложных оттенков. Цвет приобрел плотность, и за счет этого уплотнилось пространство, потерявшее прежнюю воздушность. Вслед за этим возникают композиционная плотность, своеобразная конкретность и статичность. В какой-то степени можно говорить о переходе в некоторых работах от абстракции к беспредметности, когда значимой становится собственно структура композиционного построения и на второй план уходит образный подтекст. 

В галерее Клода Бернара прошло более десяти выставок Эдуарда Штейнберга, включая посмертные (последняя – в 2017 году). Не раз Бернар представлял свою галерею на разных международных ярмарках именно работами русского художника. В России выставки Штейнберга проходили в Москве и Санкт-Петербурге7; в Европе – в ведущих музеях и галереях Бельгии, Германии, Польши, Чехии, Испании, Италии. К ним издавали каталоги, в которых ведущие специалисты по русскому современному искусству рассматривали творчество художника в разных аспектах. Объединяет эти исследования признание того, что Штейнберг неразрывно связан с русской почвой, и в этом состоит уникальность одной из сторон его метода. Так, например, Ханс Гюнтер еще в 1982 году в статье «От конструкции к созерцательности – Эдуард Штейнберг и русский авангард» писал: «В противоположность авангардистскому мышлению Штейнберг крепко привязан к традиции, которая, начиная с Чаадаева, поставила вопрос об отношении России к Европе, “о месте русских в мире”… и об особенностях русского пути в будущее»8. А немецкий журналист Ханс-Питер Ризе отмечал, что «такой художник, как Штейнберг, может жить и работать в Париже и не терять под ногами русской почвы. Подобно Дягилеву и Ларионову, он остается русским художником»9. Более того, и это важно в наши дни, когда часто отрицается актуальность традиционной живописи, один из ведущих европейских экспертов по русскому авангарду Жан-Клод Маркадэ в 2002 году отмечал: «На примере творчества Эдуарда Штейнберга очевидно, что живопись имеет будущее и что лозунг “конец картине”, объявленный под влиянием советского конструктивизма, к счастью, не был подхвачен значительной частью художников ХХ века, и со всей очевидностью этого не следует ждать и в ХХI столетии»10.

Жизнь во Франции помогла Штейнбергу освободиться от тех, возможно, минимальных, сомнений о правильности своего пути, которые, несомненно, присутствуют в душе любого творческого человека. «Во Франции я себя поставил на свое место: снял комплекс неполноценности провинциального сознания»11.

Э.А. Штейнберг. Триптих. 2011. Картон, гуашь, карандаш. 44,6х138. Собрание Галины Маневич. Москва

Эдуард Штейнберг, для которого внутренняя экзистенция была определяющей для собственного творчества, очень четко обозначал свою позицию – как в многочисленных интервью на Западе и в России, так и на профессиональном уровне, на конференциях, посвященных различным проблемам современного искусства. Его волновали вопросы личной свободы и несвободы в тоталитарном обществе: «Свобода от истории, от культуры, свобода от религии, свобода от текста, который отменяет вечное право личности не ее внутреннюю свободу, подчиняя ее своеволию контекта, может обернуться тоталитарной волей… Искусство, рожденное в несвободе… обращено к культуре, в нем нет тоталитарного своеволия, оно говорит о внутренней свободе»12; «Свобода – это не только “права человека”, это право личности на память слова и память культуры»13.

И выставка в Третьяковской галерее ярко подтверждает правоту художника.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эдик Штейнберг. Материалы биографии. М., 2015. С. 36.

2 Там же. С. 217.

3 Edik Steinberg. Catalogue. Galerie Claud Bernard. Paris, 2009. P. 17.

4 Ibid. P. 15–16.

5 Цит. по: Эдик Штейнберг... С. 249.

6 Там же. С. 224.

7 1975 – выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ; 1978 – в Горкоме графиков в Москве (совм. с В. Янкилевским); 1988 – Sothеby’s в Москве; 1990–1991 – «Другое искусство» в ГТГ; 1992 – персональная в ГТГ; 2001 – «Абстракция в России. ХХ век» в ГРМ; 2004 – персональные в ГТГ и ГРМ; 2007 – «Приключения «Черного квадрата» в ГРМ.

8 Цит. по: Изумленное пространство. Размышления о творчестве Эдуарда Штейнберга. М., 2019. С. 40.

9 Там же. С. 86.

10 Там же. С. 99.

11 Цит. по: Эдик Штейнберг… С. 257.

12 Там же. С. 60–61.

13 Там же. С. 68.




2043_open_cover.png
Новый номер