Екатерина Подкуйко
Под куполом классического храма соединились два противоположных полюса земного шара, сблизив страны и континенты, искусство и науку, свободу человеческого духа и творчества. Устроенный в 1930-е годы в пустующем здании бывшего Никольского единоверческого собора Санкт-Петербурга Музей Арктики и Антарктики не только сохранил от разрушения архитектурный памятник XIX века, но и сам стал мемориалом людям, совершившим великие мировые открытия. Экспозиция подлинных экспедиционных артефактов, иллюстрированная картинами художников-полярников, рассказывает о прославленных первопроходцах, о силе воли и отваге доблестных исследователей самых суровых областей планеты. Взглянуть на величественные ледяные пейзажи глазами художников и почувствовать безграничный простор высоких широт – вот что неизменно влечёт в музей уже не первое поколение посетителей всех возрастов.
Ключевые слова: Музей Арктики и Антарктики, художник-полярник, живопись, пейзаж, полярный пленэр, Никольский единоверческий собор Санкт-Петербурга, Крайний Север, самолёт-амфибия Ш-2, диорама, И.П. Рубан, А.А. Борисов, Н.В. Пинегин, А.Н. Бенуа, В.В. Гаврилов, А.П. Костенко, Ф.Ф. Конюхов.Однокупольный Никольский собор – одно из лучших творений российского зодчего, ректора Императорской Академии художеств Авраама Ивановича Мельникова (1784–1854). Ещё в юности, совершив поездку на юг Италии, он на всю жизнь пленился совершенством античных храмов Пестума и Помпей, которые в дальнейшем послужили прототипами его архитектурных проектов. Объём классического строе-ния, будто высеченный из единой глыбы, сориентирован под углом к двум проездам: улице Николаевской (ныне – Марата) и Кузнечному переулку. Этот приём позволил идеально вписать здание в сложившуюся систему улиц, выполнив одно из основных требований культового зодчества – расположение алтаря строго на восток.
Новая церковь, возведённая по заказу купца-старовера К.З. Чурсинова на пожертвования единоверцев Санкт-Петербургской общины, обустраивалась по русским традициям. Реликвии, сохранённые поколениями, – старинные иконы (в основном новгородского и псковского письма) в золотых и серебряных ризах, древние святые антиминсы и Евангелия времён патриархов Филарета и Иосифа, богослужебные печатные книги XVI–XVII веков – становились вкладом прихожан в храм.
Удивительная судьба была уготовлена главному единоверческому собору Санкт-Петербурга в ХХ веке. К началу 1930-х годов, когда храмы массово закрывали и разрушали, Никольская церковь оставалась в Петрограде одной из немногих действовавших. И даже после полного прекращения в ней богослужений и нескольких лет запустения, она вновь обрела жизнь, став уникальным местом силы, символом свободы духа и безграничных возможностей человека. В 1933 году по решению Ленсовета заброшенное здание было передано в аренду Всесоюзному арктическому институту. С тех пор началась история одного из первых в мире мемориалов, посвящённых освоению Северного полюса Земли – Музея Арктики. Проект реконструкции разработал Александр Владимирович Сивков – будущий главный архитектор Государственного Эрмитажа. Ему удалось сохранить интерьер классического здания: арочные своды, массивные колонны, внутреннюю отделку и лепнину, но вместе с этим выстроить второй этаж для увеличения экспозиционного пространства.
Как когда-то прихожане наполняли русскими древностями возведённый Никольский храм, так полярники стали привозить научные приборы и инструменты, использовавшиеся в экспедициях, предметы быта, личные вещи, письма, дневники и даже картины. Более того, они завещали потомкам передавать в дар музею полярные артефакты, имеющиеся в семье.
В 1937 году Музей Арктики Всесоюзного арктического института открылся для посетителей, распахнув перед ними безграничный мир, где «…между землёй и небом устанавливается связь, и земля, одетая в белоснежный покров, повторяет то, что говорит ей небо. В свою очередь и на облаках, парящих на далёком небосклоне, опытный взор видит отражение того, что находится на земле или на воде, далеко за пределами горизонта…»1. Таким предстало холодное безжизненное пространство перед Александром Алексеевичем Борисовым – учеником И.И. Шишкина и А.И. Куинджи, первым в мире живописцем Арктики. Твёрдая воля и страстная жажда творчества освободила сознание художника-исследователя от страха перед неизвестным. В экспедициях А.А. Борисову открывались невиданные никем ранее Маточкин Шар, берега Новой Земли, Карские Ворота. Его работы на долгие десятилетия стали для многих единственной возможностью представить в красках новый дивный мир, который казался в ту пору недосягаемым для человечества. Произведения начинающего художника сразу оценил П.М. Третьяков. Он приобрёл десятки картин и этюдов для своей картинной галереи. «Величием неведомого» поразила Николая II картина А.А. Борисова «Страна смерти». После выставки художника, устроенной в 1903 году в Зимнем дворце, император приобрёл её и подарил Русскому музею. В 1930-х этот эпический пейзаж занял достойное место во вновь созданном Музее Арктики.
А.А. Борисов. Страна смерти (Августовская полночь в Ледовитом океане). 1903. Холст, масло. 200х400. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
А.Н. Бенуа. Северное сияние (Морской пейзаж). 1920. Бумага, акварель. 28х55. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
Гордость художественной коллекции и акварели кисти Альберта Николаевича Бенуа. В 1920 году его пригласили экспедиционным художником в геологоразведочный отряд П.В. Виттенбурга. Необычное путешествие позволило шестидесятивосьмилетнему (!) А.Н. Бенуа «дать свободу темпераменту» и открыть новые горизонты творчества. Более семидесяти акварелей, написанных в новых, экстремальных для художника условиях, были выполнены с научной точностью и стали неким путеводителем по тем местам, где работал отряд.
Завораживающие пейзажи Арктики, самобытная и незнакомая культура народов Крайнего Севера – всё вызывало огромный интерес русских живописцев. Их влекли «необычные, невиданные никем ранее реалистические этюды и колоритные полотна неведомых заполярных земель»2.
Полярные пленэры были явлением на рубеже XIX–ХХ веков. Уникальный, обретённый на краю света творческий опыт сформировал жанр арктического экспедиционного изобразительного искусства. Его неизменными атрибутами стали: особый полярный свет, мгновенно застывающее от резко отрицательных температур масло, непослушные кисти, коченеющие от пронизывающего ветра пальцы, обострённые до предела чувства.
Желание взглянуть на ледяные просторы глазами художников, почувствовать безграничную свободу необъятных северных широт с первых дней влекло посетителей в музей. Школьники, очарованные таинственностью и рискованностью поиска, романтикой неизведанного, твёрдо решали стать полярниками. В стенах музея началась судьба многих будущих героев и покорителей высоких широт.
Северный полюс оказался волшебным ларцом сокровищ и для тех, кто вопреки всем трудностям добрался туда с карандашами и красками. Художники не только торили новый путь для будущего развития пленэрной живописи на Крайнем Севере, но и собственными средствами участвовали в финансировании экстремальных экспедиций. В 1910 году начинающий живописец и полярник Николай Васильевич Пинегин, получив гонорар за публикацию своего очерка с иллюстрациями «В стране полуночного солнца», потратил вознаграждение на организацию экспедиции, которая во многом предопределила его судьбу. Друг отважного мореплавателя Г.Я. Седова – Н.В. Пинегин, был среди тех немногих, кто, после гибели капитана, в 1914 году на шхуне «Святой Фока» вернулся на Большую землю. Невероятно талантливый и многогранный человек, снявший первый русский документальный фильм об Арктике, он являлся участником строительства и руководителем геофизической станции на Новосибирских островах. В 1924-м Н.В. Пинегин стал автором уникального литературно-художественного произведения «В ледяных просторах», а в 1931–1932 годах как исследователь и начальник экспедиции на ледоколе «Малыгин» дважды достигал Земли Франца-Иосифа. «Таков был П., старый художник, друг и спутник Седова», – напишет В.А. Каверин в культовом романе второй половины ХХ века «Два капитана». Прототипом «П» был не кто иной, как Н.В. Пинегин – сосед и близкий друг писателя. «Старый художник» также наполнил замысел романа правдивыми подробностями героических походов покорителей Арктики.
И.П. Рубан. Семён Челюскин у Восточного Северного мыса. 1970. Холст, масло. 200х137. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
Н.В. Пинегин. Судно «Св. Фока». Новая Земля. Этюд. 1912. Холст, масло. 31х38.Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
Н.В. Пинегин. Пролив Маточкин Шар. Новая Земля. 1927. Холст, масло. 75х560. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
Именно Николай Васильевич Пинегин – один из первых художников за полярным кругом, в 1930 году был назначен директором только что основанного Музея Арктики. Под его руководством создавалась уникальная экспозиция, рассказывающая о подлинных арктических исследованиях, о которых он знал не понаслышке. Экспозицию по истории освоения Северного морского пути украшает его картина «Пролив Маточкин Шар. Новая Земля» (1927). Галерею славных российских первооткрывателей высоких широт дополняют портреты, выполненные Н.В. Пинегиным. Идея, заложенная им при создании музея, в том числе с использованием художественных образов, оказалась новаторской в организации выставочного пространства, не теряющей актуальность и в наши дни.
Через четыре года после открытия музея началась Великая Отечественная война. Все научные исследования в Арктике практически прекратились. Ленинград оказался в жестокой блокаде. Экспонаты музея эвакуировали в Красноярск, а здание законсервировали. Внутри от холода и сырости в нескольких местах полностью погибла художественная отделка, сильно пострадала первая экспозиция, но памятник классической архитектуры XIX века остался невредимым. Сегодня в хранилищах и залах особое место занимают работы мужественных участников обороны Заполярья – художников-фронтовиков Е.П. Дорошенко, А.А. Меркулова, М.В. Новикова, М.Н. Успенского.
С 1946 по 1950 год в музее шла реставрация. В ту пору в мире начиналось активное освоение Южного полюса. Под куполом, будто отражающим арктические широты, посетителям открылась «Антарктика» – новая веха в покорении бескрайних просторов нашей планеты. С появлением в экспозиции шестого континента музейное пространство стало напоминать «глобус наоборот». Под единым сводом сошлась вся история изучения двух противоположных полюсов Земли, где сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, а природа сохраняет первозданную красоту, пока ещё свободную от влияния цивилизации.
Художники почти всегда отправлялись в экспедиции вместе с учёными. «Художественной летописью освоения русскими Арктики и Антарктиды» назвал легендарный исследователь Иван Дмитриевич Папанин картины Игоря Павловича Рубана. Около ста работ мастера, представленных в экспозиции музея, иллюстрируют невыдуманную жизнь покорителей Арктики и Антарктики. Ученик И.Э. Грабаря и Д.Н. Кардовского, он был из тех немногих, кто своими глазами видел оба полюса. И.П. Рубан первым среди художников удостоился звания «Почётный полярник СССР». Он больше сорока лет провёл в полярных путешествиях, шесть раз дрейфовал вместе с научными экспедициями на станциях «Северный полюс» и всегда с «орудиями труда» живописца. И пусть современные научные исследования невозможны без документальных фото- и видеосъёмок, присутствие художника в экспедиции – это лучший шанс запечатлеть тончайшие эмоциональные оттенки памятных мгновений, не зафиксированных профессиональной камерой, не попавших на страницы судовых журналов и официальных отчётов.
В.И. Костырский. Станция Молодёжная летом. 1987. Холст, масло. 35,5х78. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
М.В. Новиков. Въезд в Печенгу. Этюд. 1944. Холст, масло. 24,5х34. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
В.В. Гаврилов. Будни «Фрама». 1961. Холст, масло. 50х39. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
У каждого художника свой путь к полюсам, но почти всегда он непредсказуем. Молодой инженер-океанолог Владимир Васильевич Гаврилов, окончив Высшее арктическое морское училище имени С.О. Макарова, два года работал старшим синоптиком на легендарном ледоколе «Ермак» в Мурманске. А в свободное время рисовал. Это увлечение определило его судьбу. Дипломная работа в Ленинградском художественном училище «Адмирал С. Макаров демонстрирует модель ледокола “Ермак” Дм. Менделееву» (1957) получила высший балл. По-настоящему воплотить свою двойную мечту – стать полярным исследователем и реализовать призвание живописца, Гаврилову удалось в 1961 году, когда его приняли штатным художником в музей Арктики и Антарктики. В 1963–1967 годах Владимир Васильевич дважды был командирован в состав Советских антарктических экспедиций, во время которых создал десятки живописных и графических работ.
Только искренне влюблённые в суровую красоту вечных льдов способны передать палитру чувств от радости новых открытий и упоения свободой! Кажется, истинный полярник не может не быть художником. Однокашник В.В. Гаврилова, Виктор Иванович Костырский, радиоинженер по профессии и романтик по натуре, проработал в Арктике и Антарктике больше тридцати лет и, даже будучи уже на пенсии, стремился запечатлеть в красках всё, что замечал его зоркий глаз живописца.
Созданная в середине прошлого столетия структура музея сохранилась и по сей день. Интересно размещение экспонатов в залах. Если всё, что связано с жизнью и научными исследованиями, находится в основном на уровне глаз посетителей, то картины подняты вверх подобно храмовым росписям и будто расширяют горизонты и выводят зрителя за пределы очерченного пространства.
Несколько поколений музейщиков бережно сохраняют подлинные вещи первопроходцев: судовые журналы, наброски и зарисовки художников, дневники знаменитых исследователей. Историческим артефактом сегодня выглядит уникальный картографический макет Заполярья, созданный в 1936 году под руководством знаменитого картографа, академика Юлия Михайловича Шокальского – председателя Русского географического общества (1917–1931).
Всем побывавшим под куполом двух полюсов памятен уникальный самолёт, который многие десятилетия парит над входом в музей. Легендарная летающая лодка Ш-2 – единственный сохранившийся в мире самолёт-амфибия своего поколения. Он создан в 1930-е годы советским авиаконструктором Вадимом Борисовичем Шавровым и эксплуатировался до 1950-х годов. Мог садиться и на землю, и на воду, и на ледяную поверхность, легко размещался на ледоколах. Ш-2 участвовал в экспедиции и спасении челюскинцев. В 2023 году экспонат официально получил статус памятника науки и техники.
В музее Арктики и Антарктики широко представлены диорамы. Это удивительные визуализации, созданные на основе изучения большого массива архивов, отчётов, дневников и воспоминаний очевидцев. Наглядность и интерактивность позволяют объёмным картинам оставаться актуальными даже в век высоких технологий. Первая композиция «Тундра летом» (М.Г. Платунов и И.Я. Цепалин), гордость музея, появилась в год его открытия (1937) и изменялась по мере освоения арктических областей.
В 1975 году художник Алексей Петрович Костенко изготовил диораму «Мангазея», опираясь на результаты работ научных экспедиций В.Н. Чернецова (1946) и М.И. Белова (1968–1973). Именно они подтвердили, что в безжизненных арктических широтах в начале XVII века уже существовало первое русское поселение! «Могуча и великолепна была Мангазея. В ней в той или иной мере отразились и эпическая удаль, и самоотверженность русского народа – народа-строителя, народа-воина, морехода и путешественника. В ней счастливо сочеталось всё истинно русское: и пятибашенный кремль, построенный в народных градостроительных традициях, и церкви под шатровой кровлей, и терема, и незатейливые стенные росписи, и ажурная вязь деревянных украшений»3.
К ХХI веку в летопись освоения неизведанных, закованных льдами бескрайних территорий собрано довольно много страниц. Российские мореплаватели стали первыми, кто проложил дорогу мировому исследованию двух полюсов, а отечественные художники открыли полярный пленэр для тех, кто болеет Севером и готов вновь и вновь отправляться в путь. Как, например, легендарный путешественник Фёдор Филиппович Конюхов, в одиночку побывавший на Южном и Северном полюсах. В свои семьдесят с лишним лет он продолжает славные традиции, заложенные предшественниками. «Сделал несколько зарисовок цветными карандашами, а что не успел – пометил словами: где какой цвет. И продолжил основную работу – подъём к вершине»4.
Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, сохраняя памятник архитектуры XIX века – Никольский единоверческий собор, сам стал памятником людям, совершившим великие мировые открытия. Под куполом классицистического храма соединились два противоположных полюса земного шара, сблизив страны и континенты, искусство и науку, свободу человеческого духа и творчества, открыв будущим поколениям безграничный простор для дерзновенного поиска.
И.П. Рубан. Русские полярники на Южном полюсе. Декабрь 1959 год. 1961. Холст, масло. 125х120. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
В.В. Гаврилов. Д/э «Обь» в Антарктике. 1975. Холст, масло. 60х80. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки с автобиографической заметкой. СПб., 1907. С. 100–101.
2 Бубенцов В.Н. Особенности пленэрной живописи на Русском Севере (Арктика и Мурманский регион) XIX – XX веков. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-plenernoy-zhivopisi-na-russkom-severe-arktika-i-murman... (дата обращения 15.03.2024).
3 Белов М.И. Мангазея URL: https://litmir.club/br/?b=248128 (дата обращения 20.03.2024).
4 Конюхов Ф.Ф. Мои путешествия М., 2015. С. 13.