Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009) известен как художник-монументалист, автор скульптурных композиций, оформитель фасадов и интерьеров общественных зданий Москвы и других городов. Год 100-летия со дня рождения А.В. Васнецова ознаменовался несколькими выставочными показами, раскрывающими другую грань его творчества – станковую живопись. Экспозиция картин мастера в составе выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Государственной Третьяковской галерее насчитывает более 50 работ, представленных в общем контексте с искусством его знаменитых предков, выдающихся русских живописцев В.М. и А.М. Васнецовых.
Шестидесятник, один из основоположников «сурового стиля», Андрей Васнецов обладал особым художественным видением, которое находило воплощение в сложных пространственных композициях. Его живописно-пластический язык всегда узнаваем: реалистический с точки зрения формы, он обобщён и монументален; аскетичная цветовая палитра, обогащённая многочисленными колористическими нюансами, построена на акцентах и контрастах. Картины Васнецова проникнуты философским созерцанием окружающей действительности. Их формальные свойства и внутреннее содержание обусловлены временем, в котором художник жил и работал. Однако осмысление наследия Васнецова невозможно без понимания его принадлежности к уникальной творческой династии, к традиции, в том числе семейной, из которой он вышел.
Андрей Владимирович вспоминал: «Наша семья была типичной русской московской интеллигентной семьёй, со всеми особенностями этого сословия. Москва моего раннего детства – это ещё Москва с булыжными мостовыми, фонарями, недавно переделанными в электрические, с извозчиками и пролётками на красных колёсах, с трамваем “Аннушка”. Из всех достопримечательностей этой Москвы, конечно, самой большой был для меня дом деда в тихом Троицком переулке, с его особенной деревянной архитектурой, с картинами, изображающими фантастические миры древних сказок, с его особым долго не остывающим теплом присутствия живших здесь предков, и в первую очередь с ощущением ещё живого духа недавно умершего знаменитого моего деда, Виктора Михайловича Васнецова»1. «Ноев Ковчег», как называл дом Андрей Владимирович, и после смерти хозяина сохранял атмосферу творчества, был наполнен разговорами об искусстве. Помимо многочисленных членов семьи, здесь жили Мамонтовы и Воиновы. По праздникам бабушку Александру Владимировну навещали М.В. Нестеров, О.В. Кончаловская, П.Д. Корин. Прекрасно помнил Васнецов и другого своего деда – Аполлинария Михайловича, часто бывал с родителями в квартире в Фурманном переулке, где на стенах висели пейзажи художника. «Так что в самом раннем детстве я захватил кусочек той уходящей жизни. И, как принято сейчас говорить, связь не прервалась»2, – замечал мастер.
Посвящение в искусство проходило органично и последовательно. В 1936 году Андрей Васнецов поступил в изостудию Дворца пионеров и октябрят на Стопани, под руководством А.М. Михайлова, о котором с большим уважением отзывался: «Александр Михайлович нас научил естественному отношению к натуре, почтению к ней и серьёзному отношению к делу»3. Работая в технике акварели, будущий художник получил первые уроки классичес-кого построения композиции.
В 15 лет Андрей вместе с отцом Владимиром Викторовичем Васнецовым впервые посетил Музей нового западного искусства в Москве, однако экспозиция не произвела на него должного впечатления (среди представленных работ он выделил только «голубой» и «розовый» периоды Пикассо), и вскоре была надолго забыта4. К этому времени относится акварель Андрея Васнецова – «Кофемолка» (1937). Опубликованная через несколько десятилетий в журнале «Юный художник», она свидетельствует о смелости в решении композиционных задач и наличии уже в ранние годы того особого ощущения пространства, которое определило всё творчество мастера.
Обучение прервала Великая Отечественная война. Вместе с родителями Андрей Васнецов уехал в Киргизию, а в 1942 году из 10 класса был призван на фронт. Прошёл боевой путь от Орла до Кёнигсберга в составе дорожно-эксплуатационного батальона 48-й действующей армии. Благодаря «художественной» фамилии, его привлекали к созданию агитационных плакатов. По воспоминаниям Васнецова, краски приходилось делать из подручных материалов, довольствуясь ограниченным количеством цветов – чёрным, белым, охрой, в редких случаях – суриком. «Набор современной моей палитры»5, – с иронией говорил художник.
По окончании войны Васнецова направили в город Гумбиннен Восточной Пруссии (ныне город Гусев Калининградской области) для работы над выставкой «Боевой путь 3-го Белорусского фронта»6. Именно там произошла встреча с известным художником, «вхутемасовцем», учеником
А.В. Фаворского – А.Д. Гончаровым, который организовывал экспозицию и наставлял начинающих живописцев – бывших фронтовиков, о чём Андрей Владимирович рассказывал: «…говорил он не о простых вещах: о форме, пространстве, ритмах, о взаимоотношении предмета и пространства и о другом. От него я тогда узнал многое о Фаворском, Петрове-Водкине, Сарьяне, Павле Кузнецове, Истомине, о которых тогда имел очень смутное представление или вообще ничего не слышал. Можно сказать, что именно тогда у Андрея Дмитриевича начал я своё художественное образование и с тех пор считаю его своим главным учителем»7.
В 1946 году Андрей Васнецов поступил на факультет монументальной и декоративной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства8. Учился в мастерской А.А. Дейнеки, у П.П. Соколова-Скаля и А.Д. Гончарова, благодаря которому после получения диплома в 1950-е годы был привлечён к созданию крупных монументальных проектов, таких как росписи и панно для павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1953–1954), живописные панно для павильонов СССР на Международной ярмарке в Лейпциге (1953) и Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Одновременно с первым опытом в монументальном искусстве он начал экспонировать и станковые произведения.
График Г.Ф. Захаров вспоминал: «Художник Андрей Васнецов “родился” в 1957 году на III выставке молодых художников города Москвы»9, где представил «Натюрморт с чёрной курицей» (1955). Решая вопрос взаимодействия пластики и цвета, он создал одно из самых драматичных произведений в отечественной живописи своего времени. Простая композиция «чёрная на чёрном» вызвала горячий, но неоднозначный отклик современников. «Одни меня обругивали, другие делали из меня подпольного гения»10, – замечал мастер.
А.В. Васнецов. Натюрморт с чёрной курицей. 1955. Холст, масло. 75х105. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
А.В. Васнецов. Женщина за красным столом. 1960. Холст, масло. 100,5х120. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Дар В.И. Некрасова
А.В. Васнецов. Завтрак. 1960. Холст, масло. 120х100. Государственная Третьяковская галерея. Москва
А.В. Васнецов. Большой обед. Семья Иванушкиных. 1953–1987. Холст, масло. 170х190. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Работая в жанре натюрморта, Васнецов много экспериментировал, реализуя широкие возможности для проб и открытий – «Натюрморт с рыбами» (1956), «Натюрморт с чертополохом» (1958). Стремясь понять фундаментальные принципы классического композиционного построения, он внимательно изучал картины старых мастеров – Караваджо, Сурбарана, Веласкеса – в результате чего начиная с конца 1950-х годов в творчестве Васнецова появилась серия «вольных копий» великих произведений прошлого.
Ход пластических поисков прослеживается в работах «Женский портрет» (1957) и «Женщина за красным столом» (1960). Колористический строй произведений складывается на сочетании кирпичного, коричневого, чёрного, белого цветов. Созданные Васнецовым женские образы намеренно не прописаны, они словно растворяются в живописном рельефе картин, окрашенных аурой одиночества.
Драматизм мировосприятия – важная черта личности Андрея Васнецова, отразившаяся в его творческом методе, что отчётливо проявляется в произведениях начала 1960-х годов. Так, картину «Завтрак» (1960) сегодня считают одним из эталонных примеров обновлённого пластического языка «сурового стиля». Художник рассказывал: «Мне хотелось изобразить его предельно просто. Начал писать с натуры стол, стул перед ним и сидящего юношу. Но долго не мог справиться со стеной»11. Фигура юноши, скромный интерьер и предметы быта в живописной интерпретации Васнецова становятся равнозначными элементами единой пространственной конструкции, уравновешенной грамотным распределением цветовых пятен, резкими контрастами света и тени. Палитра художника сдержанна, формы объёмны, но упрощены. Композиция, а также трактовка внутреннего образа персонажа вызывает ассоциации с работами Пикассо – «Арлекин и его подружка» (1901), «Любительница абсента» (1901), где запечатлены посетители парижских кафе. Герой картины «Завтрак» – сосед Васнецова по дому в Большом Харитоньевском переулке в Москве, выходец из Орловской губернии – Андрей Иванушкин. Члены его семьи неоднократно становились моделями для произведений художника, в том числе: «Вешают бельё» (1960), «Разговор» (1962), где, как и в картине «Завтрак», изображены сцены их повседневной жизни.
Обращение к будням простых горожан в станковой живописи Андрея Васнецова обусловлено влиянием кинематографа итальянского неореализма, которое в разной степени отразилось в творчестве многих художников-шестидесятников. В его произведениях бытописательский мотив – это лишь повод для воплощения живописно-пластических идей. Литературное прочтение сюжета заменено выразительным звучанием художественных средств, которые, в свою очередь, определяют трагические интонации картин Васнецова. Так, в полотне «Большой обед. Семья Иванушкиных» (1953–1987) вновь проявились характерные для мастера лапидарность форм, монохромность, светотеневые конфликты. Каждый из персонажей погружён в себя, находится в состоянии замедленного проживания событий и явлений. Вводя философские категории в содержательную канву своих картин, Васнецов напрямую подходил к тому пониманию экзистенциального в искусстве, которое обрело новые смыслы в отечественной художественной среде 1960-х годов.
Как сложившийся живописец-новатор Андрей Васнецов выступил на знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в московском Манеже12. Однако наряду с «Геологами» Павла Никонова и «Плотогонами» Николая Андронова, его творчество стало предметом критики Н.С. Хрущёва. Объясняя свою позицию в статье «Молодые художники служат народу», Васнецов писал: «Новое поколение всегда вносит в искусство новые поиски, новое видение. <…> То, что я сделал, это лишь только этап, необходимый этап профессиональных поисков реалистического языка»13.
После неудачи на выставке в Манеже Андрей Васнецов был вынужден сосредоточить внимание на монументальных проектах. Мозаики «Покорители космоса» в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге (1966), «Завоевания Октября» на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве (1967, в соавторстве с Н.И. Андроновым и В.Б. Элькониным) принесли ему заслуженное признание и известность.
Долгое время станковая живопись художника оставалась закрытой для широкого зрителя сферой его деятельности14. «Не пускать годами никого к себе в мастерскую, разочароваться в картине, над которой работал несколько лет, и уничтожить её…»15, – так отзывался об этом периоде друг Васнецова, художник В.Б. Эльконин. Несмотря на жизненные перипетии, искусство монументальное и станковое Андрей Васнецов всегда считал равнозначными и взаимодополняемыми категориями. «Во время работы над станковой картиной происходят накопления художественных средств и приёмов, осмысления и открытия, а в монументальном искусстве – их расходование»16, – рассуждал он.
С конца 1960-х годов живопись Васнецова начала обретать зрелую уверенность. Освобождаясь от художественных влияний прошлого, он постепенно выработал собственный живописный и тематический канон. Васнецов подчёркивал: «Меня, в первую очередь, интересует форма и композиционно-пространственный строй изображения»17. И добавлял: «Задача построения конструктивно-композиционного пространства наиболее выгодно решается ограниченным, неярким подбором цветовых тонов. При достижении композиционной цельности сдержанный колорит в принципе активней и цветней многокрасочной серости»18. Так, его «Стирающая» (1956–1984), «Пьющая» (1960–1985), «Женщина с ребёнком» (1985–1987) максимально обобщены и лаконичны, построены на контрастах чёрного и белого, достигают состояния свободных от бытовых трактовок первообразов. Внутренняя наполненность, образная мощь и монументальность картин Васнецова сближают творчество художника с искусством его деда – Виктора Михайловича. Создавая композиции на сказочные сюжеты, старший Васнецов преображал повседневность. В своих «суровых» холстах Андрей Васнецов объединял границы видимого и бытие как исходное понятие философской картины мира.
Главным мотивом пейзажной живописи художника стало подмосковное Абрамцево. Традиция, связанная с этим важным в жизни и творчестве Васнецовых местом, не была им утрачена. Сначала Андрей Владимирович снимал здесь дачу, а в конце 1980-х годов приобрёл участок и построил дом с мастерской, которая стала ещё одним местом его работы. В абрамцевских пейзажах раннего периода («Дорога в Абрамцево», 1950-е) велико звучание натурного мотива. Со временем появляется символическая иносказательность: в картинах «Лестница» (1970), «Абрамцево. Дорога» (1990), «Мост через реку Ворю» (начало 1990-х).
Семейное увлечение охотой нашло воплощение в целой серии живописных работ 1970–80-х годов, поводом для которой стали путешествия художника в Карелию, Архангельскую область, на берега рек Волги и Медведицы. Произведения «Осенний пейзаж с охотниками», «Пейзаж с охотниками и лошадью» (оба – 1970-е), «Выстрел» (1982) трудно отнести к какому-либо конкретному жанру: в них не выделена сюжетная канва, не определена специфика места. В таких работах видимый мир преобразуется в картины бытия, где человек и природа объединены мерным потоком жизни.
В фокусе диалога художников одной династии на выставке рассматриваются картины исторического жанра Андрея Васнецова. Они немногочисленны, однако стали логическим продолжением монументального искусства мастера, преобразуя и расширяя содержательную трактовку сюжетов, в том числе в сторону неожиданной эмоциональной открытости. Если предметом живописного воплощения для В.М. Васнецова был русский фольклор, то в круге интересов Андрея Васнецова – исторические катаклизмы ХХ века. Так, в основу сюжетов больших многофигурных композиций «Разгон демонстрации» (1965–1985) и «Революция» (1970) легли события 1905 года. Погибшему на фронте старшему брату Юрию (1914–1941) художник посвятил картину «Похороны солдата» (1985). Он создавал это произведение почти десять лет, соединив в нём личные переживания и опыт целого поколения людей, прошедших Великую Отечественную войну.
1990–2000-е годы (поздний период творчества Андрея Васнецова) отмечены в биографии художника сильнейшими жизненными потрясениями, которые находили воплощение в его станковых работах. Живописные эксперименты остались позади, уступая место насыщенным эмоциональным композициям, таким как полотно «Коровы с дояркой» (1990-е) и «Стадо в грозу» (2000). Одно из центральных произведений этого времени – картина «Затмение» (2003), посвящённая сыну художника Фёдору, чей уход из жизни в 1996 году стал большой трагедией для семьи. Работа поражает глубоким драматическим содержанием, которое создаёт закрытое чёрным диском солнце – предвестник неизбежного.
В 2007 году был написан «Автопортрет» – единственный в творчестве Андрея Васнецова. На этот раз предметом философской рефлексии стал сам художник. Его образ словно исчезает и проявляется вновь, балансируя на границе двух измерений, одно из которых оказывается по ту сторону бытия.
Станковая живопись Андрея Васнецова – это сложный синтез старого и нового искусства, традиций прошлого и смелых авторских поисков. Семейная преемственность, наложенная на яркую творческую индивидуальность, позволили художнику обрести собственный путь и стать одним из ведущих мастеров своего времени.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Васнецов. А. Автобиографические заметки. М., 1987. С. 4.
2 Искусство существует ради познания истины… М., 2005. С. 159.
3 Морозов А.И. Андрей Васнецов. Живопись. Повсе-дневность бытия. М., 2016. С. 40.
4 Васнецов А.В. Фрагменты памяти: [Рукопись] // Архив О.А. Васнецовой. Л. 19.
5 Морозов А.И. Указ. соч. С. 44.
6 Выставка открылась в городе Бобруйске Белорусской ССР.
7 Васнецов А. Мой учитель Андрей Дмитриевич Гончаров. М., 1983. С. 10.
8 После закрытия МИПиДИ в 1952 году Васнецов продолжил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище.
9 Морозов А.И. Указ. соч. С. 40.
10 Цит. по: Базазьянц С.Б. Андрей Васнецов. М., 1989. С. 9.
11 Там же. С. 110.
12 Каталог выставки «30 лет МОСХ» не издавался. Список экспонируемых работ А.В. Васнецова озвучен самим автором. См.: Морозов А.И. Указ. соч. С. 67. По свидетельству П.Ф. Никонова, на этой выставке также экспонировалась картина «Натюрморт с чёрной курицей».
13 Васнецов А.В. Молодые художники служат народу // Правда. 14 января 1963 года. С. 4.
14 Следующей большой выставкой, на которой экспонировались станковые работы А.В. Васнецова, стала Групповая межсекционная выставка произведений московских художников 1978 года, где было показано девять его картин 1970-х годов.
15 Андрей Васнецов: Живопись, монументальное искусство. М., 1979. С. 12.
16 Цит. по: Базазьянц С.Б. Указ. соч. С. 99.
17 Там же. С. 22.
18 Андрей Васнецов: Живопись, монументальное искусство. М., 1979. С. 9.