О духовном в искусстве
Василий Кандинский
Книга Василия Кандинского «О духовном в искусстве», написанная в 1910 году, стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Сформулированный в ней «принцип внутренней необходимости» объяснял не поддающиеся наблюдению побудительное начало творчества, некую вибрацию души, интуитивное чувствование, которое в конечном итоге приводит к появлению «чисто и вечно художественного» в произведении искусства. Отстаивая право на новое видение, возможности сдвигать формы, воздействовать цветом на психику, Кандинский не был склонен отрицать прошлое и начинать историю искусства с чистого листа. Он считал, что «всякое произведение есть дитя своего времени». Обращаем внимание, что текст книги «О духовном в искусстве» (фрагменты главы VI. Язык форм и красок) редакция дает по изданию 1992 года – первому в России.
Ключевые слова: В.В. Кандинский, «О духовном в искусстве», философия абстракционизма, «принцип внутренней необходимости», язык форм и красок.
The Spiritual in Art
Vasily Kandinsky
The book “The Spiritual in Art” written by Vasily Kandinsky in 1910 became the first theoretical substantiation of abstractionism. Using the “concept of inner necessity”, he explains the inner workings of the creative process, certain vibrations of the soul and intuitive feelings, which consequently lead to the emergence of the “pure and everlasting artistic” in a work of art. While asserting the right for a new vision and the possibility to move forms and influence the psyche with color, Kandinsky was not prone to negating the past and starting the history of art anew. He held that “any work of art is the child of its time”. The fragment from the book “The Spiritual in Art” (Chapter VI. The Language of Forms and Colors) is taken from a 1992 publication, the first in Russia.
Key words: V.V. Kandinsky, “The Spiritual in Art”, the philosophy of abstractionism, “the concept of inner necessity”, the language of forms and colors.