Искусство Китая в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва

Искусство Китая в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва

Анастасия Грызлова

Близость Иркутска с Китаем, налаживание дружеских связей позволили городу стать центром притяжения предметов восточного искусства, собрание которого ныне хранится в Иркутском художественном музее. Автор статьи рассказывает об основных этапах пополнения музея произведениями китайских мастеров. Сначала собрание формировалось благодаря передаче в 1920–30-х годах обширной коллекции Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО), перераспределению предметов искусства Государственным музейным фондом, пожертвованиям частных лиц. Следующий этап комплектования связан с образованием в 1949 году Китайской Народной Республикой и укреплением отношений с Советском Союзом. Новые поступления в музей происходили после открытия совместных выставок, обмена подарками членами делегаций, закупкой произведений у частных коллекционеров. Сегодня собрание китайского искусства в Иркутском художественном музее является одним из лучших в стране и продолжает планомерно пополняться.

Ключевые слова: коллекция китайского искусства, ВСОИРГО, Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва, источники формирования музейного собрания.


Chinese Art at the V.P. Sukachev Irkutsk Art Museum

Anastasia Gryzlova

The proximity of Irkutsk to China and the establishment of friendly ties have made the city a center of attraction of Oriental objects of art, whose collection is presently kept at the Irkutsk Art Museum. The author relates the key phases of replenishing the stock with works by Chinese artists. At first, the collection was formed by the 1920s–1930s transfer of the vast body of items from the East Siberian Department of the Russian Imperial Geographical Society (VSOIRGO); during the rearrangement of objects of art by the State Museum Fund; and by donations from individuals. The next phase of the enlargement of the Chinese collection was associated with the establishment in 1949 of the People’s Republic of China and the strengthening of relations with the Soviet Union. New arrivals to the museum were also received as a result of joint exhibitions, exchanges of gifts among members of delegations and the purchase of artworks from private collectors. Today, the Irkutsk Art Museum boasts the best collection of Chinese art in the country, which is consistently expanding.

Key words: a collection of Chinese art, VSOIRGO, V.P. Sukhachev Irkutsk Art Museum, sources of forming a museum collection.


Статья полностью

Неизвестный хдожник. Групповой портрет «Предки». XV (?) – XVII века. Шёлк на бумаге, акварель. 230х130. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

На протяжении трёх столетий Иркутск играл важную роль во взаимоотношениях России с Китаем. Территориальная близость, торговые пути, научные экспедиции, установление дружеских связей позволили городу стать обладателем ценной коллекции китайского искусства, которая хранится в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва и является одним из самых значительных собраний искусства стран Востока. В настоящее время она насчитывает около 1500 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и продолжает планомерно пополняться.

В основу собрания положена коллекция музея Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО)1, сформированная исследователями на рубеже XIX–XX веков.


В 1925 году в художественный музей были переданы первые произведения китайского искусства, ранее привезённые из научных экспедиций выдающимися деятелями Восточно-Сибирского отдела Г.Н. Потаниным, Н.М. Ядринцевым, Д.Г. Гомбоевым, И.А. Подгорбунским и другими, – 136 предметов. 23 из них – это деревянные скульптуры даосских божеств Древнего Китая2. Подобной коллекции нет ни в одном другом музее страны. Уникальные изображения божеств, от небольших по размеру до полутораметровых, отличаются мастерством исполнения, виртуозной техникой резьбы, тонким пониманием фактуры материала. Это выразительное искусство китайцы ещё называют «радость осязания» материала. Среди скульптур: Ли Тегуай – врач, носящий лекарства в тыкве-горлянке, – древнейший из богов даосского пантеона; Лань Цайхэ, покровитель садоводов, чаще изображался как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой корзиной цветов. Гуань Инь олицетворяет сострадание и милосердие, является чадоподательницей и эталоном красоты. Сказать в Китае девочке или девушке, что она похожа на Гуань Инь, – значит сделать ей комплимент. Шоу Син символизирует счастье и долголетие. Статуэтки этого божества в Поднебесной принято дарить мужчинам на 50-летие в качестве вечного источника мужской силы.


Значительно обогатили музейный фонд 52 произведения графического искусства. В их числе свитки, выполненные акварелью и тушью и иллюстрирующие романы «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна (XIV в.) и «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня (XVIII в.), народные лубочные картины няньхуа (дословно «новогодняя картина») с благопожелательной символикой.

Примечателен роман «Троецарствие», который является памятником не только китайской, но и мировой культуры. События, описываемые в нём, относятся к периоду вражды между тремя царствами: Вэй, У и Шу. Основная суть произведения не в изображении войны как проявления физической силы героев, а в борьбе, где побеждает мудрость.

В 1925 и 1936 годах из ВСОРГО переданы 20 исторических гравюр, отсылающих к событиям франко-китайской войны (1884–1885)3. Тогда они были скорее агитационным материалом, сегодня – имеют большую художественную и историческую значимость. Особый интерес вызывает чудом сохранившаяся работа «Полководец Тан усмиряет аборигенов на Тайване», посвящённая японо-китайской войне (1894–1895). Известно, что во время японской оккупации уничтожались не только гравюры с изображением войны и китайских солдат, но и печатные доски, с которых эти произведения переносились на бумагу. Сохранилось их крайне мало, что делает данные экспонаты исключительно ценными. Известный московский историк-китаевед Э.П. Стужина писала: «Вряд ли эти гравюры сохранились в Китае – мне они не попадались ни в китайских музеях, ни в европейских публикациях (лишь несколько гравюр описано в книге Н. Чертовой “Китайская гравюраˮ)»4

Полководец Тан усмиряет аборигенов на Тайване. XIX век. Бумага, ксилография. 35х58. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

1936 год примечателен ещё и тем, что Иркутский художественный музей стал самостоятельным учреждением, отделившись от Музея народоведения. Тогда же в фонд новообразовавшегося музея поступили уникальные свитки под общим названием «Предки». Четыре групповых погребальных портрета датируются эпохами Мин и Цин, охватывая хронологический промежуток с XV по XIX век5. Свитки были в крайне ветхом состоянии и нуждались в реставрации, к которой в 1958 году в Москве приступили специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) – Е.А. Костикова и Е.Н. Боровикова. Начало работы совпало с ухудшением отношений между СССР и КНР. Утрата профессиональных связей, невозможность приобрести аутентичные материалы (шёлк и краски), необходимые для качественного восстановления свитков, привели к временной остановке реставрационного процесса. Завершение работы стало возможно только в 2000 году. Сегодня эти портреты украшают экспозицию китайского искусства, являясь единственной в России коллекцией подобного рода.

В общей сложности из Восточно-Сибирского отдела в фонды Иркутского художественного музея поступило около 300 произведений искусства Поднебесной.

Отдельно следует сказать о роли Государственного музейного фонда, который более десяти послереволюционных лет занимался собиранием, хранением и распределением национализированных произведений искусства. Не остался без внимания и Иркутский художественный музей. В 1928 году из Ленинграда было передано 28 экспонатов: 3 вышивки, 11 предметов камнерезного искусства и перегородчатой эмали, 14 – фарфора. В числе последних поступило блюдо с фазаном (XIX в.), парное которому хранится в Государственном Эрмитаже. Сегодня бóльшая часть названных произведений представлена в постоянной экспозиции иркутского музея.

Заметное пополнение фондов осуществ-лялось за счёт частных пожертвований. В 1936 году в восточный отдел из коллекции Н.П. Еракова поступило 33 предмета, включая 13 статуэток басянь, чашечки, курильница в виде слона (все – из бронзы), подаренные музею его родственниками6. Другая часть обширной коллекции, находившаяся у зятя – Е.В. Даукшо, в 1938 году была изъята Управлением Народного комиссариата внутренних дел и выставлена на продажу в комиссионном магазине Иркутска. Благодаря активным действиям директора музея Г.И. Дудина самые значимые художественные произведения вывезли на постоянное хранение в музей, что увеличило китайскую коллекцию на 71 предмет декоративно-прикладного искусства (шахматы из слоновой кости, вазы, украшенные перегородчатой эмалью, бронзовые сосуды, предметы буддийского культа, фарфоровые и керамические изделия).

Курильница в виде слона. XIX век. Бронза. 16х28х14.Иркутский областной художест-венный музей им. В.П. Сукачёва
В 1939 году в Иркутске работала Комиссия по выявлению художественных ценностей, которая конфисковывала произведения искусства, служившие украшением интерьера различных государственных учреждений. Благодаря Комиссии в фонд музея в 1941 году из первого и второго иркутских ресторанов передали восемь фарфоровых ваз, датируемых XIX веком. Среди них – вазы в гамме «зелёное семейство». С началом Великой Отечественной войны работа этой организации была приостановлена.

Имелись и другие источники поступления, как например, приобретение в 1948 году у иркутянки А.М. Ковалёвой восьми предметов китайских мастеров XIX – начала XX века (детали ширмы, горельеф «Китаец с китаянками в саду», скульптура «Шоу Син с обезьяной на олене», перовница и другие).

Таким образом, к середине XX столетия в музее сформировалось значительное собрание произведений искусства Китая, где наряду с уникальными экспонатами хранилось много этнографических предметов, представляющих несомненный интерес.

Второй этап комплектования китайской коллекции в Иркутском художественном музее начался с 1949 года – после образования Китайской Народной Республики. В рамках укрепления культурных связей и дружбы между народами в день 33-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1950) художественный музей (из своих фондов) впервые в Иркутске открыл выставку китайского изобразительного искусства. Выставка имела большой успех: за шесть месяцев её посетило более 10 тысяч человек, в том числе и китайские делегации. Известный учёный и поэт Го Можо, президент Академии наук Китая, дал экспозиции положительную оценку и высказал пожелание дополнить её образцами современного искусства. К этой выставке, в дар музею, жительница
Иркутска Р.А. Андреева передала серию китайских акварелей XIX века на рисовой бумаге на тему процесса производства чая: «Посадка кустов чая», «Сбор чайного листа», «Мнут чайный лист», «Сортировка чайного листа», «Сушка чайного листа», «Просеивание чайного листа», «Взвешивание чая», «Упаковка чая», «Дегустация чая».

Первые произведения, выполненные мастерами Китайской Народной Республики, поступили в собрание художественного музея в 1952 году из Музея восточных культур7. Они являлись подарками деятелям советского искусства и распределялись Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР между музеями страны. Вскоре были переданы два альбома. В одном из них представлены цветные репродукции картин китайских мастеров, в другом – эстампы с рисунками для бумажных вырезок на темы китайской классической оперы. Искусство вырезок из бумаги чуанхуа (дословно «оконные узоры») – одно из древнейших. Даже самые тонкие и ажурные работы вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Именно такое изображение гарантирует его владельцам плавное течение жизни, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям, неизменный атрибут счастья.

Всего из Музея восточных культур в фонды Иркутского художественного музея поступило 186 произведений искусства.

В 1954 году китайский народ праздновал пятилетие образования Китайской Народной Республики и Иркутск посетила делегация учёных Академии наук КНР, которая вручила подарок представителям Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР: четыре портрета, вытканных на шёлке, – К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. В соответствии с пожеланиями сибирских учёных в дальнейшем портреты были подарены Иркутскому художественному музею8. Тогда же в порядке обмена из краеведческого музея иностранным гостям города передали лубочные картины и бронзовые статуэтки китайских мастеров XIX века. В то время советско-китайские отношения находились в расцвете: расширялись культурные связи, развивалось сотрудничество в различных областях.

1 января 1955 года в Иркутском художественном музее открылся постоянный отдел китайского искусства9, коллекция которого стала активно пополняться произведениями современных мастеров. Пример – дары ансамбля песни и пляски Народно-освободительной армии Китая, переданные Иркутским городским советом: кофейный сервиз китайского лака (1954), тканые портреты основателя КНР Мао Цзэдуна и его ближайшего соратника Чжу Дэ, альбом работ известного художника и каллиграфа Ци Байши, созданных в жанрах «цветы и птицы», «травы и насекомые» («Креветки», «Лотос и стрекозы»). Особенно выразительны гравюры с изображением креветок. Написанные монохромно, лишь чёрной тушью, но во всей полноте её оттенков – от блёкло-серого тельца до глубокой черноты глаз – креветки Ци Байши стали высочайшим эталоном живописного мастерства.

Ци Байши. Креветки. XX век. Бумага, олеография. 78х34,7. Иркутский областной художест- венный музей им. В.П. Сукачёва
От молодёжной делегации КНР в 1956 году в фонды музея поступило 212 экспонатов и 4 альбома, специально для библиотеки музея. Эти произведения дополнили коллекции декоративно-прикладного и графического искусства.

В 1957 году в Иркутском художественном музее открылась выставка китайского искусства из частных собраний, на которую жители города предоставили свыше 300 работ. В каталоге директор музея (1948–1978) А.Д. Фатьянов отмечал, что подобная выставка была впервые организована в стране10.

После её завершения из коллекции А.И. Вейса музеем закуплены: серия акварельных работ со сценами из повседневной жизни китайского народа («Обучение грамоте», «Продажа детских книг», «Бродячий цирк» и другие), три свитка в жанре «цветы и птицы» и веер с изображением креветок и цветов.

На выставке также были представлены произведения из ещё одной частной коллекции, принадлежавшей А.Д. Павловскому и собранной его женой, художницей-любителем, хотя и не имевшей профессионального образования, но обладавшей тонким вкусом. В дальнейшем часть этой коллекции закупило Министерство культуры РСФСР для иркутского музея, а часть – для Государственного Эрмитажа. В числе 43 произведений, поступивших в Иркутск, были китайские свитки, изделия из ткани, фарфора, дерева, резьбы по камню, лаку и перламутру. Подлинные шедевры этой коллекции – ваза мэйпинь (в форме сливы) XIII века, производства мастерских Лунцюаня, сосуд периода Ваньли (1573–1619) и блюдо «Тысяча цветов»11.


В 1960–2000-е годы поступления в музей не носили систематический характер; в основном – единичные приобретения и дары частных лиц. В 1960 году от известного российского собирателя Ф.Е. Вишневского поступила ваза XIX века, а в 1974-м из этой же коллекции через Главное управление культуры Мосгорисполкома были переданы 11 графических работ того же периода, представляющие собой фрагменты ширмы – «Китаянки, сидящие за столом», «Встреча» и другие произведения. В 1985 году от московского коллекционера Н.К. Величко в дар поступили коробочка и чашка с блюдцем XIX века в технике перегородчатой эмали. Предметами камнерезного искусства пополнилось собрание в 1992 году, к примеру, музеем было закуплено у М.Ю. Бочаровой произведение неизвестного художника «Три звезды: счастья, долголетия и больших чинов».

В 2005 году коллекцию китайского искусства обогатил альбом из 17 листов лубочных картинок няньхуа. Все они были выполнены в технике ксилографии с последующей раскраской от руки в крупнейшем центре производства няньхуа – уезде Янлюцинь. Приобретение альбома стало возможным благодаря Иркутскому филиалу Альфа-Банка, купившего его у Б.С. Шостаковича – доктора исторических наук, профессора кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета.
Длительную историю имеют межмузейные отношения Государственного Эрмитажа и Иркутского художественного музея. С 1987 по 2002 год реставраторами ГЭ – О.В. Машневой, Е.С. Пахаловой, М.В. Матвеевой, Т.М. Романовской, В.А. Козыревой и другими, было восстановлено и спасено 85 листов графики, которые сегодня украшают и достойно представляют коллекцию китайского искусства иркутского музея.
Композиция «Три звезды: счастья, долголетия и больших чинов». XIX век. Агальматолит, резьба. 26х20х6,5. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
В XXI веке основные поступления китайского искусства в музей – дары современных мастеров Китая. В 2016 и 2018 годах художники Поднебесной передали 22 произведения графики, написанные в жанрах «горы и воды», «цветы и птицы», и свитки с каллиграфическим письмом. Среди них – работа Син Цзяньбо «Особо красны лотосы под лучами солнца».
Собрание искусства Китая в Иркутском художественном музее ещё не до конца изучено, но сегодня совершенно точно можно сказать, что в музеях нашей страны оно относится к одному из лучших.

Примечания 
1 Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (с 1877 – Восточно-Сибирский отдел) был образован в 1851 году. Географическое общество проводило большую научно-исследовательскую и культурно-просветительскую работу. Члены ВСОИРГО занимались изучением обширного региона, в который, помимо Сибири и Дальнего Востока, входили страны Восточной Азии – Монголия, Китай, Япония. С 1924 года ВСОИРГО именуется ВСОРГО, тогда же музей географического общества стал частью Иркутского государственного областного научного музея, так называемого Музея народоведения. 
2 В конце XIX века эти скульптуры из экспедиции по Южному Китаю привёз известный исследователь Сибири и Центральной Азии Николай Михайлович Ядринцев (1842–1894). 
3 Гравюры были собраны учёным, путешественником, этнографом Григорием Николаевичем Потаниным (1835–1920) за время его двухлетней экспедиции по Китаю и Монголии. 
4 Стужина Э.П. Восточные коллекции Иркутского и Кяхтинского краеведческих музеев // Советская этнография. 1971. № 4. С. 121. 
5 Портреты привёз в Россию в 1888 году Пандито хамбо-лама Гусиноозёрского дацана Дампил Гомбоев (1831–1896) и передал в музей ВСОИРГО. 
6 Все предметы были раскопаны в курганах Абаканских степей и в 1897 году привезены из Минусинска сенатором, председателем Иркутской судебной палаты Николаем Петровичем Ераковым (1854–1923). Подробнее об этом см.: Шинковой А.И. Коллекционеры И.Д. Перевалов и Н.П. Ераков // Меценаты России: материалы научной конференции «Сукачёвские чтения–1992». Иркутск, 1994. Вып. 3. С. 31.
 7 Ныне Государственный музей Востока в Москве. 
8 Иркутский художественный музей. Акт постоянного пользования № 131 от 05.05.1954 г. 
9 Каталог-путеводитель по отделу китайского изобразительного искусства. Иркутск, 1955. С. 7. 
10 Выставка китайского изобразительного искусства из частных собраний. Иркутск, 1957. С. 3. 
11 Позднее, в 1987 году, у семьи А.Д. Павловского музеем было закуплено ещё 14 предметов фарфора, графики, изделий из ткани.


2043_open_cover.png
Новый номер