Соломон Абрамов – мечтатель, влюблённый в русское искусство

Соломон Абрамов – мечтатель, влюблённый в русское искусство

Елена Теркель

Дружеские узы, крепко связавшие журнал «Русское искусство» с Третьяковской галереей, оказались предопределены историей, а конкретнее одной личностью – Соломоном Абрамовичем Абрамовым. Издатель первых номеров журнала 1923 года, он также стоял у истоков создания редакционного отдела Третьяковской галереи. Из писем, публикуемых впервые, узнаём о налаживании этой работы, ранних выпусках каталогов музея, о возникшем конфликте с И.Н. Кнебелем и надежде Абрамова продолжить издание «Русского искусства» за границей. Его дальнейшее сотрудничество с И.Э. Грабарём позволило открыть «Московское художественное издательство», благодаря которому в свет вышло несколько новых книг по искусству. Последняя совместная инициатива – намерение переиздать многотомную «Историю русского искусства», чему долгое время препятствовала разруха послевоенного времени и ожесточение цензурных ограничений.

Ключевые слова: С.А. Абрамов, И.Э. Грабарь, издательская деятельность, редакторский отдел Третьяковской галереи, «Московское художественное издательство».

Solomon Abramov – A Dreamer in Love with Russian Art

Elena Terkel


The strong friendly ties between the Russian Art Magazine and the Tretyakov Gallery have been predestined by history, specifically by one person – Solomon Abramov, both the publisher of the first issues of the magazine in 1923 and one of the founders of the editorial department of the Gallery. From letters publicized here for the first time we learn about the organization of these activities; the early publications of the Gallery’s catalogues; the dispute with I.N. Knebel; and Abramov’s hope to continue the publication of the Russian Art Magazine abroad. His further collaboration with I.E. Grabar made possible the opening of Moscow Art Publishing House, thanks to which several new books on art were put out. The last joint initiative was the plan to reprint the multivolume “History of Russian Art”, which for a long time was hindered by postwar economic ruin and tougher censorship.

Key words: Solomon Abramov, Igor Grabar, publishing activities, Tretyakov Gallery editorial department, Moscow Art Publishing House.

Новый номер