Обретённый храм: Георгиевская церковь в Коломенском. К 100-летию музея-заповедника

Обретённый храм: Георгиевская церковь в Коломенском. К 100-летию музея-заповедника

Константин Полещук


История музея-заповедника «Коломенское», насчитывающего 100-летие, началась с создания П.Д. Барановским музея деревянного зодчества. Однако лишь в 2011-м году его коллекция пополнилась первым объектом культовой архитектуры. Речь идёт о церкви Георгия Победоносца из села Семёновское Верхнетоемского района Архангельской области, построенной в 1685 году. Честь открытия памятника принадлежит чете Глазуновых, художнику Ивану Ильичу и его жене – режиссёру-документалисту Юлии Александровне. Неожиданная находка была сделана ими во время одной из многочисленных экспедиций на север. Состояние церкви взывало к переносу из обезлюдевшего села в безопасную среду и к серьёзной реставрации. Благодаря стараниям руководства музея-заповедника «Коломенское» и неравнодушию Глазуновых памятник обрёл вторую жизнь на новом месте. Уникальные архитектурные особенности церкви сделали её объектом пристального изучения и украшением коллекции деревянного зодчества.

Ключевые слова: И.И. Глазунов, музей-заповедник «Коломенское», церковь Георгия Победоносца, Русский Север, деревянное зодчество, реставрация, культурное наследие.

Discovered Cathedral: the George the Victorious Church in Kolomenskoye. Commemorating the 100th Anniversary of the Museum Reserve

Konstantin Poleshchuk

The one-hundred-year history of the Kolomenskoye Museum Reserve began with the establishment of a Wooden Architecture Museum by P.D. Baranovsky. However, only in 2011 a new religious architecture item was added to it – the George the Victorious Church from the Semyonovskoye settlement in Verkhnetoemsky District of Archangelsk Region built in 1685. It was accidentally discovered by the artist Ivan Glazunov and his wife, the documentary filmmaker Yulia Glazunova, during one of their many expeditions to the North. The condition of the church required its relocation from the deserted settlement to a safe environment and thorough restoration. Thanks to the efforts of the Kolomenskoye Museum Reserve leadership and the Glazunovs couple, the monument was given a second life in a new place. The unique architectural features of the church have made it an object of systematic studies and an adornment of the wooden architecture collection.

Key words: Ivan Glazunov, the Kolomenskoye Museum Reserve, the George the Victorious Church, the Russian North, wooden architecture, restoration, cultural heritage.



Статья полностью

И.И. Глазунов. Георгиевская церковь на реке Ёрге. 2005. Дерево, масло. 26х40. Собрание автора. Москва

В 2023 году отмечалась одна из знаменательных дат в истории отечественной культуры – 100-летие музея-заповедника в Коломенском.
По инициативе выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского и его коллег-единомышленников в 1927–1933 годах в Коломенское удалось перевезти несколько уникальных памятников XVII века. Среди них три постройки из Архангельской области: Домик Петра I, Моховая башня Сумского острога иПроездная башня Николо-Корельского монастыря; башня Братского острога, доставленная с Ангары; Медоварня – из подмосковного села Преображенское. Созданный П.Д. Барановским Музей деревянного зодчества является одним из лучших в нашей стране1. Однако до начала XXI века среди объектов деревянной архитектуры Коломенского не было ни одного храма. Сегодня рассказываем о приобретении музея, увенчавшем собрание спасённых памятников, – церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца из села Семёновское Верхнетоемского района Архангельской области.    


Герой нашего рассказа Иван Ильич Глазунов – народный художник России, кандидат искусствоведения, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. От отца он унаследовал не только редкий художественный талант, но и стремление собирать и уберегать от гибели сокровища русской старины: в  1960-е годы Илья Сергеевич был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, спасшего множество бесценных объектов архитектуры. 

Иван Ильич продолжил дело отца и внёс свою лепту в этот благородный труд. По воспоминаниям художника, интересом к Русскому Северу он «загорелся» в самые ранние годы. Особую роль сыграли иллюстрации И.Я. Билибина к народным сказкам: «Я запомнил и полюбил ещё в детстве особый тёмный силуэт леса, найденный художником для изображения характера Русского Севера: на его иллюстрациях замшелыми стволами на фоне светлого неба ощетинился этот совсем не подмосковный и не виденный мной никогда в жизни лес. Все иллюстрации Билибина дышат его северными впечатлениями».

Заочная симпатия переросла в большую любовь после первой поездки на Север.  Это путешествие стало для Ивана Глазунова настоящим откровением: «Мне, студенту Суриковского института из Москвы, в годы юности судьба приготовила удивительный подарок: встречу с Русским Севером, который впоследствии оказал огромное влияние на всю дальнейшую жизнь и определил важнейшее направление моих творческих интересов… Я нашёл целый мир, к которому подсознательно стремился». 


За первым путешествием на Север последовало второе, третье… Это паломничество продолжается в жизни художника по сей день. Сухона, Северная Двина и Пинега стали для него подлинным воплощением Родины: «Я жил месяцами в глухих деревнях, никогда не чувствуя себя туристом. Ездил без машины, с огромным рюкзаком за спиной, даже не брал с собой поначалу этюдник. Тогда не было чётко спланированного маршрута или точного плана путешествия. Хотелось даже не так много писать этюдов, но больше увидеть, узнать, почувствовать людей и место. По наитию передвигаться от деревни к деревне, прислушиваться к историям встреченных по пути людей, ведь чтобы человек по-настоящему открылся, а не “позировал”, надо, чтобы он тебе тоже поверил, “пустил”». 

В ответ на необычайный интерес художника Русский Север открылся, «пустил». Годы путешествий и творческих экспедиций по старинным деревням Вологодской и Архангельской областей подарили Ивану Ильичу и его жене, режиссёру-документалисту Юлии Александровне Глазуновой, много незабываемых общих впечатлений, встреч с людьми, пережившими на Севере судьбоносные и трагические события XX века. Это паломничество направило супругов на исследовательский путь. Постепенно начала складываться коллекция старинного русского костюма и предметов народного искусства. Юлией Александровной были созданы фильмы, снята хроника, запечатлевшая последнее поколение крестьян – людей, живущих в огромных родовых северных избах, помнящих старинный, великорусский уклад, а также песни и былины. Иваном Ильичом написаны картины, а в дальнейшем защищена диссертация по русскому декоративно-прикладному искусству. Судьба подарила друзей на Севере: директора школы и краеведа, исследователя древней истории Верхнетоемского района Александра Русанова, ведущего свой род в этих местах с XVI века от новгородских переселенцев; простую русскую женщину из далёкой деревни Согра Александру Филипповну, однажды дождливым вечером пустившую на ночлег незнакомую молодую пару и с тех пор ставшую им навсегда своей, родной, к которой они возвращались вновь и вновь.

И.И. Глазунов. Александра Филипповна. 2002. Холст, масло. 36х25. Собрание автора. Москва

Одно из чудес Русского Севера открылось Глазуновым летом 1998 года, когда художник с женой отправился на Северную Двину. По словам Юлии Александровны, в то время они были уже не просто путешественниками, а людьми, увлечёнными исследованием деревянного зодчества, требующего вмешательства государства по части охраны и реставрации. Имели желание заниматься защитой памятников Русского Севера, многие из которых находились в крайне тяжёлом состоянии, горели, рушились. Целью экспедиции стало большое древнее село Верхняя Тойма. Достигнув его, Глазуновы не ограничились осмотром окрестных достопримечательностей. Они с любопытством общались с местными жителями и из разговора с продавщицей сельпо выяснили, что самое интересное их ждёт впереди: женщина поведала, что в соседнем селе Семёновское когда-то была старая церковь. В советском путеводителе этого населённого пункта и тем более церкви не нашлось, что лишь усилило пробудившийся интерес. 

Ю.А. и И.И. Глазуновы. Фотография. 2000

Остановив трактор, в прицепе отправились на поиски. Трястись по бездорожью пришлось долго, до позднего вечера. Но усталые путешественники оказались вознаграждены сполна. Иван Ильич вспоминал: «Хорошо, что была белая ночь. Идём на ночлег, и вдруг – вот так чудо! – среди заросших полей и заброшенных домов стоит чудесная трёхглавая церковь. И так особенно она засажена кедрами и соснами, как будто специально выделено деревьями место древнего погоста. Cело Семёновское вымершее. Заколоченные дома, трава выше головы, никакой связи с внешним миром, и электричества нет, потому что никто не живёт. Церковь распахнута настежь, всё разбито, ругательные автографы на стенах, вокруг следы пожара. Мы почувствовали радость открытия и одновременно тревогу за судьбу брошенной святыни». 

Первой мыслью Глазуновых было защитить эту церковь. Деревня труднодоступна, подъездные пути в ужасном состоянии, постоянных жителей практически не осталось. Как же в таких условиях уберечь старинный памятник от разрушения? 

Супруги, не страшась неизбежных трудностей, взялись за решение сложной задачи. Началась большая многолетняя работа, потребовавшая от них энергии и самоотдачи. В 2003 году Глазуновы подключили к делу специалистов Московского государственного объединённого музея-заповедника «Коломенское» – заместителя директора музея И.С. Рощину, начальника отдела охраны памятников А.А. Пекареву и архитектора-реставратора И.Н. Шургина. Они выехали на объект, произвели тщательный осмотр памятника. 

Георгиевская церковь представляет собой храм ярусного типа: главный четверик на высоком подклете несёт верхний поперечный четверик. Он увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками. Подобный тип покрытия храма относится к особенностям местной архитектуры. «С востока к объёму собственно церкви был прирублен пятигранный алтарь с пятискатным покрытием и главой на небольшом постаменте, врезанном в гребень кровли. С запада существовали паперть и тамбур над широкой входной лестницей»2. Шургин подтвердил предположение Ивана Ильича о времени создания церкви, найдя под поздней штукатуркой древние тёсаные брёвна и первоначальный потолок. Под наружной обшивкой позапрошлого века, на подзоре (доске карниза), использованном вторично в качестве стропил, была обнаружена закладная надпись – «1685 год». Сохранились следы полихромной росписи «травами» на досках наружных подзоров верхнего четверика и алтарного сруба – значимое научное открытие, убеждающее в том, что во второй половине XVII века существовала система наружных декоративных росписей деревянных храмов. «Орнаментальный рисунок составлен из крутых завитков, наложенных на грунт сочетанием красной, синей, чёрной и белой красок. Цвета хорошо сохранились только на небольшом фрагменте орнамента, но и его достаточно для представления о расцветке росписи в целом»3

В ходе осмотра также выяснилось, что храм дошёл до наших дней, будучи искажён поновлениями – грубыми переделками позднейших эпох. Так, в конце XIX столетия памятник покрыли железом, изнутри оштукатурили, а снаружи обшили тёсом. В конце 1920-х годов церковь закрыли, затем использовали в качестве сельского клуба и складского помещения. В 1980-е годы здание было заброшено и, чудом уцелев при пожаре, постепенно разрушалось. 

Шургин провёл серьёзное научное исследование храма и прилегающей территории, изучил материалы государственного архива Архангельской области. Оказалось, что изначально Семёновское украшал замечательный храмовый «тройник»: тёплая церковь – Рождества Христова, холодная – святого Георгия, а ещё колокольня. Суровое время пощадило лишь Георгиевскую церковь. 

Глазуновы понимали, что сохранить церковь возможно единственным способом – перевозкой в музей-заповедник деревянного зодчества. Хотя мировая практика и предполагает реставрацию памятника на том месте, где он был сооружён, но в умирающей северной деревне подобное совершенно исключено, и здание оказалось бы обречено на неминуемую гибель. Идею транспортировки поддержал Шургин, метко охарактеризовавший суть вопроса: «хоть в Америку вези, главное: спасти от разрушения». 


Рассматривались два музея-заповедника деревянного зодчества: изобилующий памятниками комплекс «Малые Корелы» под Архангельском и «Коломенское» в Москве. После долгих раздумий было решено организовать перевозку в столицу. Площадь заповедника в Коломенском и количество архитектурных объектов на его территории позволяли наиболее выигрышным образом вписать церковь в местный ландшафт.

Иван Ильич с детства любил Коломенское, несколько лет работал в музее-заповеднике, хорошо знал коллекцию памятников древнерусского деревянного зодчества, собранных П.Д. Барановским и его последователями. Художник вспоминал: «Как ни странно, среди спасённых деревянных шедевров не было церкви, да и вообще в Москве нет ни одного старинного деревянного храма. Я подумал: где ещё, как не в Коломенском, стоять северной Георгиевской церкви. Сколько людей со всей страны, побывавших в этом прекрасном парке, смогут представить себе, как выглядит северный деревянный храм XVII века».

По воспоминаниям Ивана Ильича, спасение и перевозка церкви в столицу на каком-то этапе стали важнейшей целью жизни, но сколько преград пришлось преодолеть! Несколько лет заняли многочисленные согласования с различными ведомствами. На столе художника выросла полуметровая стопка бумаг, а дело как будто не двигалось с места. Другой бы отчаялся, бросил тяжёлую во всех отношениях работу, но не таков Иван Ильич Глазунов. 

Большую роль в завершении начинания сыграла Юлия Александровна, единомышленница и муза, которая всегда была рядом. Оказывая мужу безграничную поддержку и не желая оставить разрушающийся памятник на произвол судьбы, она проделала серьёзную работу, согласовав перевозку храма в Москву. 

В 2008 году благородные устремления Глазуновых и старания тогдашнего руководства музея-заповедника «Коломенское» увенчались успехом. С помощью замечательных специалистов из Фонда поддержки памятников деревянного зодчества Георгиевскую церковь разобрали, пометив каждое бревно металлической биркой, и на грузовиках перевезли в Москву. Транспортировка не обошлась без приключений. Иван Ильич вспоминал: «Это было в апреле, когда всё таяло. Северную Двину переезжали по последнему льду и колёса грузовых машин оказались уже на две трети в воде. Это был как раз последний день движения по зимнику, потому что мостов нет, и, если не успел, придётся ждать следующего сезона». К счастью, всё завершилось благополучно. 

В 2009 году начались реставрационные работы: сгнившие нижние венцы и обветшавшие главы заменены на новые, восстановлены алтарная бочка, висячая галерея, крыльцо, оконные и дверные блоки. Годом позже церковь возвели в северной части Коломенского, в долине реки Жужа. Возрождённый храм стал одной из главных достопримечательностей музея-заповедника. 


18 мая 2011 года, в Международный день музеев, Георгиевская церковь была заново освящена. Внутри храма открыта музейная экспозиция, повествующая об ис-тории бытования святыни. На торжественной церемонии присутствовали гости, принявшие живое участие в деле восстановления церкви. Первую экскурсию в храме-музее провёл Иван Ильич Глазунов. 

Эта история со счастливым концом. Предпринятое по инициативе Глазуновых и поддержанное руководством музея-заповедника «Коломенское» спасение Георгиевской церкви завершилось наилучшим образом. Храм обрёл первозданный облик и вторую жизнь на новом месте. Задача подобных проектов – привлечь внимание к уходящему культурному наследию, продлить его историю, сохранить для потомков, а также вдохновить на полезные свершения других людей, неравнодушных к русской старине.  

И.И. Глазунов. Первый снег на Двине. 2005. Холст, масло. 140х165. Собрание автора. Москва


ПРИМЕЧАНИЯ

1 О других коллекциях музея-заповедника см.: Русское искусство. 2015. № 3; 2016. № 4.

2 Шургин И.Н. Две малоизвестные деревянные церкви XVII и XVIII веков бывшего Сольвычегодского  уезда Вологодской губернии // Архитектурное наследство. Вып. 52. М., 2010. C. 102–103.

3 Там же. С. 108.


Новый номер