Николай Рерих. Ода славянскому народу

Николай Рерих. Ода славянскому народу

Виктория Копылова

Славянская тема в творчестве Николая Константиновича Рериха развивалась на протяжении всего жизненного пути. Художнику, как никому другому, удалось в полной мере оценить феномен древнерусского эстетического сознания – обострённую нравственную ориентацию и устремлённость к внутренней красоте. Исследуя специфику отечественной культуры, Рерих работал в нескольких направлениях: участвовал в археологических раскопках, путешествовал по древним городам России, изучал письменные памятники, разрабатывал разнообразные приёмы стилизации. Всё это привело к созданию целого тематического комплекса, отразившего личные размышления Николая Константиновича о судьбе русского народа и значимости культурно-исторического наследия. Многолетняя погружённость в славянский период способствовала формированию индивидуального художественного стиля, что помогло мастеру всесторонне передать ценность древнерусского искусства. 

Ключевые словаН.К. Рерих, Древняя Русь, славянский народ, древнерусская культура, стилизация.

 

Nikolai Rerikh. An Ode to the Slavic People

Victoria Kopylova

The evolution of the Slavic theme in the works of Nikolai Rerikh may be traced through his entire life. The artist, as no one else, succeeded in fully evaluating the phenomenon of the Old Russian aesthetical mindset – keen moral orientation and a striving for inner beauty. In his study of the specifics of national culture, Rerikh worked in several directions: took part in archeological excavations, travelled to old Russian cities, researched written monuments and developed various stylization methods. All this resulted in the appearance of an entire thematic complex reflecting his personal contemplation of the destiny of the Russian people and the importance of the cultural and historical heritage. Rerikh’s many-year immersion in the Slavic period helped form his individual artistic style, which, in turn allowed him to comprehensively convey the value of Old Russian art.

Key words: Nikolai Rerikh, Old Russia, Slavic people, Old Russian culture, stylization.


Статья полностью

Н.К. Рерих. Весна священная. 1945. Холст, темпера. 56,5x122. © Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


В Государственной Третьяковской галерее проходит юбилейная выставка Николая Константиновича Рериха (1874–1947). Этот масштабный проект раскрывает не только панораму жизни и творчества прославленного художника, но и его философские воззрения. Значительная часть экспозиции знакомит зрителя с такими разделами, как «Язычество», «Начало Руси», «Памятники русской старины» и «Святость», которые вместе составляют тематический комплекс, выражающий индивидуальный взгляд Николая Рериха на славянскую культуру.



Неугасающий интерес Николая Константиновича Рериха к истории Древней Руси и зарождению славянской культуры предопределил создание в его творчестве тематического комплекса, подчёркивающего уникальность русского народа. Значительное количество произведений Рериха возникло на основе жанров древнерусской литературы и фольклора: летописей, притч, обрядовой поэзии, житий святых, былин. Подобная концепция позволила мастеру передать художественное своеобразие древнерусского искусства – его искренность и духовную высоту.

Работа над тематическим циклом шла в нескольких направлениях: изучение письменных источников, сбор сведений об архитектурных памятниках, путешествие по историческим местам России. Продолжительное время Николай Константинович участвовал в раскопках в окрестностях Гатчины и Санкт-Петербурга. Это занятие для него – не просто ещё одно увлечение, а возможность заглянуть в глубь веков русского искусства: «Желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки. Должен искать их не надменно и предубеждённо, но со всею открытостью и радостью сердца»1

Рерих задумал серию живописных полотен, посвящённых истории Древней Руси, этногенезу славян, и даже сформулировал название – «Начало Руси. Славяне». Поводом для создания цикла послужило стремление запечатлеть собственное представление о древнерусской истории, в некоторой мере мистическое. Проект не осуществился полностью, но было написано программное произведение в творчестве художника – «Гонец. “Восста род на род”» (1897). 

Н.К. Рерих. Гонец. «Восста род на род». 1897. Холст, масло. 124,7x185. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В живописи Рериха нашла выражение поэтическая самобытность главного письменного памятника XII века – «Слова о полку Игореве». Оттуда он заимствовал идейный замысел о всеславянском единении, образы: «Баян» (1910), «Витязь» (1910), «Поход Игоря» (1942), топоним – «Путивль» (1908). Николай Константинович писал: «Лежит передо мною “Слово о полку Игореве”. Само “Словоˮ как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё победит – и лёд, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво»2. Можно сказать, что «Слово» стало для художника компасом в нескончаемых творческих поисках, в скрупулёзной работе над развитием славянской тематики. 

В 1903–1904 годах Рерих вместе с женой Еленой Ивановной посетил сорок древних городов. Его путешествие – своего рода паломничество по русским святыням. В этот период художнику удалось воплотить задуманную архитектурную серию, куда вошли старинные памятники культуры в Ярославле, Вологде, Костроме, Ростове Великом, Суздале. «Сколько глав! Сколько золочёных, и синих, и зелёных, и со звёздами, и с прорисью. Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвиглось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание»3, – вспоминал Николай Константинович. Коллекция включала эскизы, наброски и этюды, в которых непосредственно выражалась авторская идея о запечатлении красоты российских городов, мысль об их особом охранении: «Кремлёвская башня. Нижний Новгород», «Ростов Великий», «Смоленск. Кремлёвские стены» (все – 1903). Некоторые из них пополнили собрание Императорского Археологического института в Санкт-Петербурге, где Рерих «руководил занятиями слушателей по части воспроизведения памятников древности». При написании картин он использовал панорамный метод, чтобы создать ощущение полного погружения зрителя в пространство.

В первую очередь художника интересовал древнерусский город как отдельная система, его устройство, эволюция архитектуры: от деревянных теремов, башен и крепостей до золочёных церквей. Полотно «Город строят», написанное в 1902 году, необычайно символично. В понимании мастера воздвижение града – метафора строительства некоего рая на земле, будущего государства на всеобщее благо. 

Каждая картина Николая Рериха славянского цикла – это манифест, в котором содержится призыв к сохранению культурно-исторического наследия России. Он много писал о значимости прошлого в нравственном развитии человека, о ценной возможности познать самого себя через опыт своих предков: «Не знающий прошлого не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатлённую в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох. Мы должны с великим попечением изыскивать ещё нетронутые варварскою рукою древности и дать им значение, давно заслуженное»4.

Личные переживания Рерих обязательно переносил на холст. Так, картина «Земля Всеславянская» была создана в 1931 году как реакция на разрушение храма Христа Спасителя в Москве. В то время художник находился за границей, и это произведение – скорбь в сердцах русской эмиграции5. Картина «Весна священная» (1945) написана в год победы в Великой Отечественной войне, пусть не прямо, а опосредованно, Рерих воспевал торжество высшей справедливости. Печальна история храма Святителя Алексия, митрополита Московского в городе Скерневице, разрушенного в 1920–30-е годы. Его архитектурную композицию теперь можно восстановить только по сохранившемуся рериховскому эскизу 1909 года. 


В своём творчестве художник воплотил духовный героизм иконоборческих лет и ежедневный подвиг монашества. Он видел суть жизни в молитвенном труде и стремлении к гармонии с миром, с ближним, с природой. Несколько картин Рериха посвящены образам святых: «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Пантелеймон-целитель» (1916), «Святой Сергий» (1932), «Борис и Глеб» (1942). Литературное наследие мастера содержит статьи о преподобном Сергии Радонежском, по которым точно можно сказать: при работе над полотном Рерих читал житие, написанное Епифанием Премудрым. Художник верил, что созерцание святых образов ведёт к объединению людей, к духовному познанию себя и мира. Рерих всегда стремился к подвигу отшельничества, и именно такие, близкие ему духовно, древнерусские образы стали центральными в его искусстве: целители, юродивые, мудрецы, ушедшие от суеты и страстей к постижению космоса.


Отдельное место в тематическом комплексе отводится былинному эпосу: «Вольга Святославович», «Микула Селянинович», «Илья Муромец» (все – 1910). Обращение к этому жанру неслучайно: здесь и осознание его ценности как части славянской культуры, и стремление героизировать русских воинов, и попытка утвердить идею объединения для защиты земель, но самое значимое – художественная стилизация. В то время Рерих активно занимался сочинением стихотворений и поэм, написанных в былинном духе. Такой подход отражает поиск мастером новых форм, а также подтверждает тезис о том, что синкретичность – одна из главных черт искусства XX века. 

Культура Древней Руси формировалась в том числе на основе языческих обрядов и традиций. Сильное влияние имели ранние формы религии – магия и тотемизм. Рерих активно исследовал мироощущения славян в языческие времена. Художник считал, что самые выразительные образы можно найти именно в исторических, сказочных и мифологических сюжетах: «Поцелуй земле» (1912), «Великая жертва» (1912), «Ведунья» (1916). Картины пронизаны символами древнеславянской культуры: единение с природой, ритуально-обрядовые действа, внимание к деталям народного костюма. В древней музыке основополагающим был ритм, и картины Рериха будто отражают его – это постоянное движение.


В статье «Небесное зодчество» Николай Константинович писал о своих первых детских воспоминаниях, связанных с творческим процессом: «Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязывало глаз ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочёными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых неисчерпаемых картинах небесных»6.

Ему хотелось показать красоту славянской культуры, богатство фантазии и глубину внутреннего мира русского человека. Фантастичность рериховских сюжетов зиждется на переосмыслении народного творчества: использовании ярких красок, упрощении рисунка, повышении декоративного начала. Здесь и изображения старика-ведуна («Ведун», 1897), и языческих идолов («Идолы», 1901) как попытка воссоздать ушедший мир. Всё это усиливает поэтическую мощь древнего искусства.

Сочетание археологического опыта, знаний учёного и таланта живописца привели к рождению целой галереи древнерусских образов и сюжетов, вошедших в золотой фонд отечественной культуры.

Безграничной любовью к родной земле наполнено творчество Рериха. Однако осуществить свою мечту – увидеть Россию перед смертью – ему так и не удалось. Разделяем искреннее отношение мастера к нашей стране и советуем следовать его завету: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. <...> Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский»7.


Примечания 
1 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 284.
2 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 328.
3 Рерих Н.К. Указ. соч. Т. 1. C. 154.
4 Рерих Н.К. Указ. соч. Т. 2. С. 9.
5 Подробнее об этом см.: Рерих Н.К. Государственная Третьяковская галерея. М., 2023. С. 123.
6 Рерих Н.К. Указ. соч. Т. 2. С. 144.
7 Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1978. С. 197.


2043_open_cover.png
Новый номер