В период, когда в полном разгаре шла подготовка номера к печати, в редакции при посредничестве Е.С. Хохловой оказались материалы, связанные с семьей Третьяковых. Две фотографии молодого Павла Михайловича и две открытки, адресованные его родственникам, сестре Надежде Гартунг и внучатому племяннику Сергею Третьякову.
Первое, что мы сделали, – обратились в архив Третьяковской галереи с целью подтвердить или опровергнуть наличие в нем таких артефактов. Выяснили, что среди внушительной коллекции фотоматериалов и писем именно такие не значатся.
Второе наше действие – встреча и беседа с обладателем уникальных предметов Антоном Марининым. К сожалению, он не нашел времени для написания полноценной статьи, но все же поделился некоторой информацией. В частности, сообщил, что провенанс визит-портретов (так назывались небольшого размера фотографии, имевшие распространение во второй половине ХIX века) связан с именем Михаила Алексеевича Курбатова (1874–1959), уроженца города Белгорода. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем – в парижской Академии изящных искусств, был автором скульптурных портретов А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г.И. Успенского, И.И. Мечникова, В.И. Ленина. Малую часть архива, оставшегося после смерти М.А. Курбатова, приобрел некто, не названный Марининым, но выступивший уже для него в роли «продавца». Каким образом попали в альбом Курбатова визит-портреты П.М. Третьякова, и где они бытовали ранее, неизвестно. Фотографии немного обрезаны по краям, одна из них – по нижней части. Это наводит на мысль, что снимки оказались немного великоваты для того, чтобы поместиться в окошки старинного альбома или отделения портмоне.
Фотографии сделаны в ателье Михаила Борисовича Тулинова (1823–1887) на Кузнецком мосту, о чем свидетельствует штамп на обороте. Имя фотографа, художника, близкого друга И.Н. Крамского по Острогожску, наверняка известно читателям «Русского искусства» и прежде всего ассоциируется с хранящимся в Третьяковской галерее портретом М.Б. Тулинова. За эту работу, исполненную в 1868 году (и ряд других порт-ретов), Крамской был удостоен звания академика. Взаимоотношения двух знаменитых земляков вполне могли бы стать сюжетом для отдельного увлекательного рассказа… Сейчас предмет нашего интереса – другой.
В 1861 году Тулинов переехал из Петербурга в Москву и приобрел фотоателье на Кузнецком мосту. В 1867-м оно сгорело, пожар уничтожил все негативы и оборудование. Понятно, что визит-портреты П.М. Третьякова могли быть исполнены в очерченный период. Однако и этот временной отрезок значительно сократится, если принять во внимание следующее обстоятельство. После окончания Императорской Академии художеств (1863) Тулинов получил аттестат и право официально именоваться художником (1864), что дало ему основание добавить на бланк изготавливаемых снимков соответствующую надпись: «Фотография художника Тулинова». Она же продублирована в штампе на обороте бланка с указанием еще и места нахождения ателье. На таком бланке сделаны и рассматриваемые фотографии. Использовался он с 1864 и весь 1865 год. Далее Тулинов поменял бланк: вверху располагался государственный герб, ниже – сведения, что он был участником Московской мануфактурной выставки 1865. Поэтому фотографии П.М. Третьякова точно относятся к 1864–1865 годам. В атрибуции оказала содействие Е.А. Теркель, заведующая отделом рукописей ГТГ.
Открытки, адресованные Н.М. Гартунг (1890) и С.Н. Третьякову (1907)
Открытки, адресованные Н.М. Гартунг (1890) и С.Н. Третьякову (1907)
Открытки, адресованные Н.М. Гартунг (1890) и С.Н. Третьякову (1907)
Открытки, адресованные Н.М. Гартунг (1890) и С.Н. Третьякову (1907)
На визит-портрете Павел Михайлович запечатлен в молодом возрасте, 32–33 года. Позволим даже предположить, что еще до женитьбы на В.Н. Мамонтовой в 1865-м. С юности отличавшийся волевым характером, деловитый и сосредоточенный, скромный и молчаливый – все эти качества находят отражение в фотографиях П.М. Третьякова, сделанных в разные годы. И тем не менее в рассматриваемых нами визит-портретах есть что-то, едва намекающее на ту пору жизни, когда к заботам фабриканта, купца, коллекционера еще не прибавились семейные хлопоты.
Заметим также, что в 1860-х годах услугами фотоателье Тулинова на Кузнецком мосту пользовались члены семьи Третьяковых–Коншиных, в частности матушка коллекционера Александра Даниловна (сохранилось ее фото такого же визит-формата).
Самая ранняя из хранящихся в отделе рукописей Третьяковской галереи фотография Павла Михайловича датируется серединой – второй половиной 1850-х годов, за 1860-е снимков нет, имеются фотографии за более поздний период – с 1870–1871 годов до конца жизни.
В третьем, завершающем действии автор этих строк решила приобрести фотографии у нынешнего владельца и передать их в архив музея. Радуюсь, что мой скромный дар галерея получает в 2022 году, ознаменованном 190-летием со дня рождения Павла
Михайловича Третьякова.