«Мусатовская команда». Мастера саратовской школы
Анастасия Винокурова, Анна Петрова
Плеяда поколения саратовских мастеров (А.Е. Карев, А.Т. Матвеев, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин, А.И. Савинов, П.С. Уткин) своим становлением обязана, с одной стороны, богатой коллекции Радищевского музея, с другой – творчеству их земляка, художника-символиста В.Э. Борисова-Мусатова. Именно он привнес в живописный арсенал младших современников темперу, холсты большого формата и необходимость работы на пленэре, среди родных ландшафтов. Сложившаяся в Саратове школа выделялась в художественной среде пристрастием к серебристой полупрозрачной цветовой гамме и недосказанностью мотива. Ее мастера сохранили собственное видение и в советское время. Устроенная Музеем русского импрессионизма персональная выставка работ Александра Савинова призвана вновь открыть публике имя незаслуженно забытого художника рубежа XIX–XX веков. Экспозиция дополнена эскизными работами других представителей саратовской школы.
Ключевые слова: Музей русского импрессионизма, В.Э. Борисов-Мусатов, А.И. Савинов, саратовская школа, пленэр, выставка, символизм.
“Musatov’s Team”. Artists of the Saratov School
Anastasia Vinokurova, Anna Petrova
A generation of Saratov artists (A.E. Karev, A.T. Matveyev, P.V. Kuznetsov, K.S. Petrov-Vodkin, A.I. Savinov, P.S. Utkin) owe their successes to the rich collection of the Radishchev State Museum of Art, on the one hand, and on the other, to the works of their townsman, Symbolist painter V.E. Borisov-Musatov. Thanks to the latter, his younger contemporaries began using
tempera and large canvases and started going on open-air painting trips amidst local landscapes. The school that took shape in Saratov stood out in the general artistic milieu by favoring a silvery translucent color range and elusive themes. Its masters preserved their vision in Soviet times as well. The solo exhibition of Alexander Savinov, organized at the Museum of Russian Impressionism, is aimed at re-introducing to the public an undeservingly forgotten artist of the turn of the 20th century. The exhibition is complemented by sketches for paintings by other representatives of the Saratov School.
Key words: the Museum of Russian Impressionism, V.E. Borisov-Musatov, A.I. Savinov, Saratov School, open air painting, exhibition, Symbolism.