Soon, the first regional branch of the State Tretyakov Gallery will begin work in Samara. It will be housed in the restored building of the factory-kitchen of the A.A. Maslennikov Factory, which is a unique architectural monument with a thorny history. This masterpiece of Russian Constructivism was saved from destruction only thanks to the active efforts of the local community. The public movement to save the factory-kitchen (the only large project of the architect Ekaterina Maximova) began to form in Samara in the mid-2000s under the leadership of the architect V.E. Stadnikov, an expert in Modernism. The article tells the readers about others who protected the almost collapsing building and about the Gallery’s plans for operating its regional branch. One of these is the exhibition “Every Man to His Own Taste” scheduled for the autumn of 2022.
Key words: branch of the Tretyakov Gallery, Samara, V.E. Stadnikov, factory-kitchen of the A.A. Maslennikov Factory, architect E.N. Maximova, adaptation.
Статья полностью
Идея создания в Самаре филиала Третьяковской галереи напрямую связана с историей спасения здания фабрики-кухни. Его возвели в 1932 году для обслуживания работников Завода имени А.А. Масленникова, выпускавшего элементы боеприпасов и различные товары народного потребления. В 1944 году местный архитектор И.Г. Салоникиди перестроил здание: изменил фасады и заложил большую часть окон (в основном чтобы избежать теплопотерь). Долгое время никто не подозревал, что это сооружение – единственный в своем роде памятник русского конструктивизма.
Фабрика-кухня Завода имени А.А. Масленникова. 1930-е годы
Екатерина Николаевна Максимова. 1910–20-е годы
Зал фабрики-кухни. 1930-е годы (?)
В конце XX века, после того как завод был акционирован, а затем обанкрочен, в здании открыли торговый центр и знаменитый на весь город бар «Сквозняк», но несколько лет спустя собственник сменился и оно оказалось под угрозой сноса. Такая ситуация возникла и потому, что постройка не являлась объектом культурного наследия, а значит, не охранялась государством.
В середине 2000-х годов в Самаре начало складываться общественное движение за сохранение здания фабрики-кухни. Его инициатором и лидером стал специалист по модернизму, архитектор В.Э. Стадников1. Он привлек к разрушающемуся строению внимание профессиональных архитекторов, градозащитников, самарской молодежи и крупных региональных и федеральных СМИ. Оригинальные акции, как, например, велопробег по местам, где находятся городские памятники конструктивизма, в поддержку сохранения фабрики-кухни, нашли широкий отклик среди местных жителей. Виталий Стадников подключил А.Е. Хинштейна2, депутата Госдумы от Самарской области, и Д.И. Азарова, в то время мэра города, а сейчас – губернатора Самарской области. В итоге совместными усилиями удалось отвести от фабрики угрозу уничтожения. Здание передали в государственную собственность, и оно получило статус федерального (!) памятника.
Параллельно началась серьезная исследовательская работа по воссозданию истории строительства фабрики-кухни, ведь раньше было известно только имя архитектора – Екатерина Максимова. Огромную кропотливую работу по восстановлению ее биографии проделал аспирант Самарского архитектурно-строительного университета Александр Исаков под руководством Виталия Самогорова3. Здание оказалось не только единственным крупным проектом Е.Н. Максимовой, но и одним из первых осуществленных проектов, созданных в России женщиной-архитектором.
Сегодня самарская фабрика-кухня – признанный шедевр, стоящий в одном ряду с мировыми памятниками конструктивизма. Особенностью здания является совершенно необычная форма – в виде серпа и молота, главного символа рабоче-крестьянской власти4. Несмотря на сложную планировку, сооружение полностью отвечало своей функции. Пища, приготовленная в бойке «молота», через галереи доставлялась в обеденные залы, расположенные на втором этаже «серпа». После открытия здесь филиала Третьяковки именно эти помещения станут основными выставочными пространствами.
В 2013 году в Самару прибыл с официальным визитом министр культуры В.Р. Мединский. Владимир Ростиславович посетил фабрику-кухню и ознакомился с проектом реставрации. Пребывая под большим впечатлением от памятника, он предложил открыть здесь филиал федерального учреждения культуры. Здание планировали передать московскому Государственному центру современного искусства, но его преобразовали в РОСИЗО, и ситуация оказалась подвешенной. К 2016 году фабрике грозило обрушение; общее состояние постройки было наихудшим за всю историю. Спасением тогда стал визит в Самару Зельфиры Трегуловой, приглашенной Александром Хинштейном. Она поддержала идею депутата разместить в здании филиал Третьяковской галереи. В скором времени это решение утвердил министр культуры России.
Третьяковка в Самаре. Здание фабрики-кухни после реставрации и Сад баланса. 2021. Фотографии Е.О. Шарова
Третьяковка в Самаре. Здание фабрики-кухни после реставрации и Сад баланса. 2021. Фотографии Е.О. Шарова
В сентябре 2021 года фабрика впервые в новом статусе открыла свои двери, однако реставрационные работы еще не закончены. Важно отметить, что восстановление ведется сотрудниками Центральных научно-реставрационных проектных мастерских с максимальной тщательностью. Фабрика-кухня принимает первоначальный вид. Очищены до терраццо ступени лестниц. Неожиданный для многих серый цвет воссоздан по найденным в здании образцам, конструктивистские рамы окон – по фотографиям и чудом сохранившейся в нескольких окнах «столярке». На первом этаже расположены помещения для занятий с детьми, лекционные зоны, кинозал, сувенирный магазин, ресторан с кондитерским и горячим цехом, компактный музей фабрики-кухни. В «бойке» молота разместится резиденция для художников – две мастерские и выставочный зал для дополнительных экспозиций. Весь второй этаж здания, почти 2000 квадратных метров, – это выставочные залы, хорошо оборудованное пространство с климатконтролем и системами безопасности. В подвале расположены хранилище, научно-исследовательские отделы и реставрационные мастерские. Вокруг обновленного здания создан Сад баланса – первый в Самаре постиндустриальный парк. На самом открытии, в зале, где собирались гости, прошел перформанс «Утопия на ужин» – ритуальное прощание с фабрикой-кухней. Перформеры в фартуках по очереди съедали кусочки пирожных (на каждом были написаны названия прежних помещений фабрики).
Презентация отреставрированного здания фабрики-кухни. Перформанс «Утопия на ужин». Авторы: Е.Перетрухина, А. Абалихина, А. Сысоев. 2021. Фотографии Е.О. Шарова
Презентация отреставрированного здания фабрики-кухни. Перформанс «Утопия на ужин». Авторы: Е.Перетрухина, А. Абалихина, А. Сысоев. 2021. Фотографии Е.О. Шарова
Презентация отреставрированного здания фабрики-кухни. Перформанс «Утопия на ужин». Авторы: Е.Перетрухина, А. Абалихина, А. Сысоев. 2021. Фотографии Е.О. Шарова
Директором новой институции назначили одного из самых ярких культурных менеджеров России Михаила Савченко5. Собранная им команда (местная на 100 %, что отличает ее от коллективов других филиалов Третьяковки) уже начала свою работу. Осенью следующего года откроется первая выставка нового музея, концепция которой полностью создана сотрудниками филиала. Экспозиция под названием «На вкус и цвет» (оммаж к первоначальной функции здания фабрики-кухни) включит произведения из фондов не только Третьяковской галереи, но и многих музеев России. У филиала нет своего постоянного собрания, поэтому основное внимание будет уделяться временным выставкам.
Фабрика-кухня – идеальное здание для демонстрации русского искусства XX века, смелый модернистский проект, вернувшийся к своему первозданному облику через 90 лет. Вдвойне символично, что здесь открывается филиал Третьяковки: это подтверждает преемственность эпох и важность сохранения культурного наследия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Виталий Эдуардович Стадников – кандидат архитектуры, декан Высшей школы урбанистики. В 2011–2013 годах был главным архитектором Самары. Автор проекта реставрации и приспособления фабрики-кухни.
2 Как региональный депутат Александр Хинштейн ведет активную работу по спасению и сохранению памятников архитектуры. По его инициативе отреставрировано множество исторических зданий в Самаре, среди которых бывший Коммерческий клуб, здание католического костела, пожарная каланча и т. д.
3 А.С. Исакову удалось выяснить, что в 1915 году Е.Н. Максимова окончила женские политехнические курсы по специальности «архитектор». В 1923–1925 годах под руководством А.В. Щусева работала над проектом Казанского вокзала. Затем служила инженером-архитектором в кооперативном товариществе «Нарпит» и участвовала в проектировании многих фабрик-кухонь, в том числе в Иванове, Москве, на Днепрогэсе. Здание в Самаре – последний проект Максимовой. Она погибла в 1932 году при невыясненных обстоятельствах. В подмосковном Кратове, в доме, построенном самой Максимовой, до сих пор проживает ее семья. Подробнее о биографии архитектора см.: Самогоров В., Пастушенко В., Исаков А. Фабрика-кухня. Архитектор Екатерина Максимова. Екатеринбург, 2012.
4 Символ «серп и молот» был придуман московским художником Е.И. Камзолкиным в 1918 году, позднее появился на гербе СССР.
5 Ранее М.М. Савченко руководил Музеем модерна – единственным в России музеем, посвященным этому стилю, особенно уместным в городе, где расположены лучшие образцы провинциального русского модерна. За несколько лет он сумел сделать из пустого особняка купчихи Курлиной главный городской музей с масштабными выставками для самых разных аудиторий, необычными междисциплинарными проектами и произвел в музейной и культурной жизни Самары настоящую революцию, создав городскую достопримечательность, известную, без преувеличения, всему миру. Кроме того, Савченко открыл при Музее модерна уникальный детский музей «Зеленка», стал основателем и бессменным руководителем «ВолгаФеста» – одного из крупнейших городских фестивалей современной культуры, который пользуется огромной популярностью у самарцев.