On June 6, 2024, the A.S.Pushkin Memorial Apartment was opened at 53 Arbat Street in Moscow following its large-scale restoration. This is where Alexander Pushkin and his wife Natalya Goncharova spent the first happy months of their marriage. The renewed interiors were supplemented with a large painting “Pushkin’s Marriage Ceremony” (2023–2024) by Dmitry Belyukin, member ofthe Russian Academy of Arts and the People’s Artist of the Russian Federation. The characters of the painting were coordinated with the museum, as well as the principal details of costumes and the environment. Addressing a complex compositional task – placing over thirty people on the painting – the artist chose the moment when the newlyweds are walking around the altar stand led by a priest.Thus, he was able to stress the meaning and beauty of the ceremony and present all the significant guests. The preparatory studies for the painting were executed at the restored interior of the Great Ascension Church, the site of the ceremony.
Key words: A.C. Pushkin Memorial Apartment on Arbat Street, restoration, Dmitry Belyukin, painting, “Pushkin Marriage Ceremony”
Моя пушкиниана началась ещё в период обучения на живописном факультете Суриковского института в мастерской И.С. Глазунова. В 1981 году я посетил Музей Пушкина на Мойке, 12 и был потрясён интерьером кабинета и рассказом о последних днях поэта. Именно тогда задался целью написать большую картину «Смерть Пушкина». Вариант, начатый на втором курсе, оказался неубедительным, поэтому снова приступил к работе. На этот раз картину хвалили, но сам я понимал, что можно и нужно сделать лучше. Так, спустя ещё полтора года тщательного сбора этюдного и натурного материала была защищена дипломная работа «Смерть Пушкина».
В моей пушкиниане есть сцены и счастливых периодов жизни поэта: «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском», «Новое стихотворение» (1995), «Памятник», а также более 180 иллюстраций к роману «Евгений Онегин», вошедших в книгу. В 2022–2023 годах по просьбе Государственного музея А.С. Пушкина выполнил живописную серию «Дуэль Пушкина».
Д.А. Белюкин. Смерть Пушкина. 1985—1986. Холст, масло. 207x287. Собрание автора
Д.А. Белюкин. Татьяна пишет письмо Онегину. 1999. Бумага, акварель, темпера. 31,5x24,5. Собрание автора
Д.А. Белюкин. Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском. 1989. Холст, масло. 86x126. Собрание автора
Д.А. Белюкин. Памятник. 2018, 2019, 2021. Холст, масло. 150х165.Собрание автора
На протяжении десятилетий осмысления темы я невольно сравнивал каждую новую картину с первой, дипломной работой, которой задал себе высокую планку. Многие написанные после «Смерти Пушкина» произведения выдержаны на достойном уровне, но по значимости сюжета, композиционному решению и размеру терялись перед выпускной работой.
И вот, в самом конце 2022 года Евгений Анатольевич Богатырёв, директор Государственного музея А.С. Пушкина (Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате – его филиал), озвучил идею создать для экспозиции большое полотно на тему венчания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Обязательное условие – написать картину до юбилея поэта, лета 2024 года, то есть за год и пять месяцев. Задача дерзновенная и почти невыполнимая (подобные полотна пишутся от двух до шести лет), но оттого более интересная! Так у меня появилась возможность посоревноваться с самим собой – имею в виду картину «Смерть Пушкина».
В то время я завершал работу над упомянутой выше серией «Дуэль Пушкина» и параллельно погружался в новую тему: изучал материал, думал над эскизом, который закончил к весне 2023 года. Музей предоставил мне ряд портретных изображений и список более чем из 25 гостей, приглашённых на венчание поэта, для точной передачи лиц присутствовавших. Сложность заключалась в том, что портретов отдельных персоналий не сохранилось, а некоторые из дошедших написаны многим раньше или позже 1831 года. Облик одних приходилось состаривать для картины, а других – омолаживать.
В работе я был свободен: музей не оспаривал замысел, не давал советов, как разместить такое множество людей, чтобы прочитывались лица и узнавались персонажи. Для композиции я почти сразу выбрал момент обхода иерея с молодожёнами вокруг аналоя, наиболее подходящий к такому большому по охвату и количеству фигур полотну. Этот своеобразный крестный ход возглавлял дьячок со свечой, изображённый на картине у алтаря, далее – диакон с кадилом, за ним иерей. Количество присутствовавших на венчании свидетельствовало о высоком статусе происходящего события. Круговое движение в данном произведении было необходимо – только так удалось обратить лицом к зрителю и молодожёнов, и священника, совершающего таинство, и всех гостей.
Работая над историческими картинами, я выделяю для себя главный критерий – точность. Для меня важно изобразить в деталях интерьер, городской пейзаж, учесть изменчивость моды, особенности архитектуры, этикета и обычаев исследуемого периода. В поисках достоверной информации обращаюсь к воспоминаниям современников, советуюсь со специа-листами в разных областях. Так, во время создания образа Натали мне помогала музейная комиссия, скорректировавшая детали свадебного туалета и причёски. На картине Натали одета в платье, закрывающее плечи, шею украшает неброское жемчужное ожерелье; скромность и целомуд-рие невесты подчёркивают цветы только вошедшего в моду флёрдоранжа. Пушкин с трепетом смотрит на Натали, словно боясь спугнуть своё счастье.
В праздничный день молодожёнов окружали близкие. Брат поэта, поручик Нижегородского драгунского полка Лев Сергеевич Пушкин изображён в мундире слева на картине. Заметим, что кроме пары любительских портретов он больше нигде не запечатлён. Сцена венчания старшего брата стала весомым поводом поместить Лёвушку, как его ласково называли, поближе к зрителю, чтобы во всей красе показать парадную офицерскую форму и фамильное сходство с поэтом.
За Львом Пушкиным стоит брат невесты Дмитрий Николаевич Гончаров в мундире камер-юнкера. Чуть поодаль – Наталья Ивановна, мать Натали, в роскошной красной шали. В день свадьбы, когда всё уже было готово к празднованию, будущая тёща Пушкина послала сказать ему, что церемонию надо отложить, ведь у неё нет денег на экипаж. Несмотря на препятствие, венчание состоялось – поэт оплатил Наталье Ивановне карету. Из-за фигуры матери невесты выглядывает её отец Николай Афанасьевич Гончаров.
Среди гостей – старшие сёстры Натали, Александра (в голубом платье с пышными рукавами) и Екатерина (в белом капоре) у окна. На картине изображён одиннадцатилетний Павлуша Вяземский, позднее оставивший воспоминания о дне свадьбы поэта. Справа у иконы Казанской Божией Матери стоит сенатор, начальник Московского архива Министерства иностранных дел Алексей Фёдорович Малиновский, а слева – ближайший друг Пушкина Павел Воинович Нащокин.
Из воспоминаний современников узнаём, что венец над Пушкиным держал Пётр Андреевич Вяземский, но неизвестно, кто держал венец над невестой. Это мог быть Иван Александрович Нарышкин, дядя Натали и посажёный отец с её стороны (изображён в глубине, слева от Л.С. Пушкина). Однако в 1831 году ему было 70 лет и продолжительное время стоять с тяжёлым венцом на поднятой руке он вряд ли бы смог. На картине венец держит Алексей Семёнович Передельский, свидетель со стороны жениха.
За неимением возможности перечислить всех присутствовавших, ограничимся указанием важнейших персон. Замечу, что этюды гостей, священнослужителей и внутреннего убранства писались мной с натуры в прекрасно отреставрированном интерьере Большого Вознесения по благословению настоятеля храма протопресвитера Владимира Дивакова.
Интересна история золотых брачных венцов. Существует версия, что их изготовили по заказу Григория Потёмкина для его тайного венчания с Екатериной II. Этим объясняется богатое украшение венцов драгоценными камнями, жемчугом и эмалевыми цветами.
Сознательно я обошёл вниманием расхожие слухи о плохих приметах, замеченных во время венчания: падение кольца невесты и напрестольного креста с аналоя. Достоверных сведений, подтверждающих эти эпизоды, нет. В своей картине я попытался изобразить сцену венчания, полную радостного волнения и предчувствия счастья, которое ожидает молодых на пороге семейной жизни.
Предполагалось, что церемония пройдёт в Богоявленском соборе в Елохове, где крестили Пушкина, однако митрополит Филарет, благословивший брак, определил для венчания храм Большого Вознесения у Никитских ворот, который относился к приходу родителей невесты. Во времена Пушкина церковь только строилась; к 1831 году был готов придел Николая Чудотворца, где и совершился обряд.
После венчания молодожёны в сопровождении гостей отправились праздновать радостное событие в арендованную Пушкиным квартиру в доме Хитрово на Арбате, 53. Спустя десять дней супружеская пара дала здесь свой первый бал, о чём напоминают некоторые материалы музейной экспозиции.
Горжусь, что в год юбилея поэта картина «Венчание Пушкина» пополнила обновлённые интерьеры старинного московского особняка, связанного с именем Александра Сергеевича и счастливой порой его жизни.