Александр Герцен
«…да и зачем нам художники и поэты, зачем эти нежные, нервные организации, которые не могут выносить воздуха передней, дерзости дворецких, образованности фельдфебелей?» – негодующе задаётся вопросом Александр Герцен по поводу безвременной кончины А.А. Иванова, создателя картины «Явление Христа народу» (1837–1857). Восхищаясь «нравственным подвигом жизни», автор размышляет об исключительной миссии выдающегося художника: передать на холсте центральное событие мировой истории – пришествие на землю Спасителя. Воплощению дерзновенной идеи Иванов посвятил долгие годы, отдал много сил и здоровья, не получив в ответ ни должной поддержки, ни заслуженного уважения: «Дворовые косари помогли его подкосить в то самое время, как он усталой рукой касался, после целой жизни труда и лишений, лаврового венка. Больной, измученный нуждой Иванов не вынес грубого прикосновения царской дворни и – умер!»
Ключевые слова: А.И. Герцен, А.А. Иванов, русский художник, всемирный сюжет, «Явление Христа народу», миссия, вера, картина.
“About a Real Russian Artist”
Alexander Herzen
“… and why do we need artists and poets, why are these tender nervous organizations, who are unable to bear the air of a foyer, the insolence of butlers and the culture of sergeant majors?” Herzen asks with disgust regarding the untimely demise of A.A. Ivanov, author of the painting “Christ's Appearance to the People” (1837–1857). He admires “the moral feat of an entire life” and writes about the extraordinary mission of the outstanding artist: to put on canvas the central event of world history – the advent of the Savior. Ivanov spent many years embodying this ambitious idea and taking great pains and receiving nothing in return, “The court mowers helped to mow him down at the very moment when his tired hand, after a whole life of hard work and deprivation, was about to touch a crown of laurel. The ill and poverty stricken Ivanov was unable to bear the rude touch of the tsar’s courtiers and – has died!”
Key words: A.I. Herzen, A.A. Ivanov, Russian artist, universal subject, “Christ’s Appearance to the People”, mission, belief, painting.