«Два капитальнейших произведения...»

«Два капитальнейших произведения...»

Всеволод Гаршин

Заметку о XV выставке Товарищества передвижников Всеволод Гаршин начинает с рассуждений о ценности искусства, важности не столько технических особенностей, сколько высоко эмоционального впечатления, получаемого от произведения. По мнению автора, ярче всего характеризует эпоху не отдельная выставка, а несколько крупных произведений, показанных на ней. Такими были картины «Христос и грешница» В.Д. Поленова и «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова. В центре внимания оказывается женский образ. В первом случае изображена грешница, «наивное лицо ребёнка, не осознающего своего падения», «ожидающая быть растерзанной толпой, побитой камнями». И совершенно другой образ предстаёт в картине, посвящённой боярыне Феодосии Прокопьевне Морозовой. Лицо героини, «измождённое долгим постом, метаниями и душевными волнениями последних дней», является зрителю «глубоко страстным, отдавшимся одной бесценной мечте» – защитить веру, отстоять духовные убеждения старообрядчества.

Ключевые слова: В.М. Гаршин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, «Христос и грешница», «Боярыня Морозова», женский образ, живопись второй половины XIX века.


“Two Most Notable Works…”

Vsevolod Garshin

Vsevolod Garshin begins his essay on the 15th Association of Itinerants Exhibition with his thoughts on the value of art and the importance of not so much technical details as the emotional impressions a viewer receives from a work of art. He holds that a certain period is best characterized not by a separate exhibition, but by several large artworks shown at it. Such are the paintings “Christ and the Sinner” by Vasily Polenov and “Boyarynya Morozova” by Vasily Surikov. Women are the central characters in both – in the first case a woman with “a naïve face of a child not realizing her fall” and “expecting to be stoned and torn to pieces by the crowd”. The second is very different from the first, it is boyarynya Feodosiya Morozova, whose face is “gaunt from prolonged fasting, soul-searching and apprehensions of the past days” and who is presented to the viewer as a “vehement believer devoted to one treasured dream” of protecting her religion and upholding the spiritual convictions of the OldBelievers. 

Key words: V.M. Garshin, V.D. Polenov, V.I. Surikov, “Christ and the Sinner”, “Boyarynya Morozova”, female image, the second half of the19th-century painting.


Новый номер