Автор статьи, куратор выставки «Русский феникс. Суздальская земля», знакомит с концепцией проекта. В его разработке ключевым вопросом стало «понимание Суздальской земли». В современной трактовке это не только город или княжество, но и пространство, служившее местом сбора русских людей и возродившееся как феникс из пепла монгольского опустошения к новому Золотому веку. Суздальская земля – место, вокруг которого начинает собираться единое русское государство. История возрождения, со старыми и новыми центрами сил, корреспондируется с темой преемственности от Владимира к Москве и наилучшим образом раскрывается через призму богородичного почитания. Важнейшие памятники древнерусского искусства – иконы Богоматери Боголюбской, Корсунской, Максимовской, Яхромской, список Богоматери Владимирской (предположительно кисти А. Рублева) – увидят посетители выставки. На неё Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник предоставили самые разнообразные экспонаты – материальные свидетельства давно ушедших веков (XI–XVII). Подробнее о раритетах – в полном тексте статьи.
Ключевые слова: выставка «Русский феникс. Суздальская земля», древнерусское искусство, Музеи Московского Кремля, Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
The author of this article, curator of the exhibition “Russian Phoenix. The Suzdal Land”, acquaints the reader with the project’s concept. Its key goal was to achieve an “understanding of the Suzdal Land”, whose contemporary definition covers not only a city or a principality, but also a space that served as a gathering point for Russian people. It rose rejuvenated, as the Phoenix Bird, from the ashes of the Mongolian devastation to the new Golden Age. The Suzdal Land is a place around which the unified Russia state begins to congregate. The history of revival, with its new and old centers of power, is in line with the theme of continuity from Vladimir to Moscow and is best revealed
through the prism of Mariolatry. The visitors of the exhibition will have a chance to admire major monuments of Old Russian art – the Bogolyubov, Korsun, Maximov and Yakhroma icons of the Mother of God as well as a duplication of Vladimir Mother of God icon (presumably by A. Rublev). Various exhibits – material proof of the distant past (11th – 17th centuries) – have been provided by the Moscow Kremlin Museums and the Vladimir-Suzdal Museum Reserve. A more detailed description of the rarities may be found in the article.
Key words: exhibition “Russian Phoenix. Suzdal Land”, Old Russian art, Museums of the Moscow Kremlin, the Vladimir-Suzdal Museum Reserve.
Статья полностью
В марте 2023 года мне посчастливилось открыть (в качестве автора и куратора) выставку «Небесное воинство. Образ и почитание» в Музеях Московского Кремля. Задуманная ещё осенью 2021-го, она изначально планировалась как выездной проект для Ватикана и была призвана раскрыть на примере произведений древнерусского искусства историю почитания святых воинов: общехристианских мучеников и архистратига небесного воинства – архангела Михаила. Проект, погребённый отказом европейских музеев от сотрудничества с Россией, воскресили и успешно воплотили на двух главных площадках Музеев Московского Кремля – в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в зале Успенской звонницы. Проведение выставки в России позволило наполнить её теми памятниками, произведениями, святынями, которые невозможно было бы вывести не только за пределы нашей страны, но и даже за периметр кремлёвских стен. За эту возможность я искренне благодарен Елене Юрьевне Гагариной, Андрею Леонидовичу Баталову и всем коллегам из Музеев Московского Кремля, в особенности моему верному сокуратору – Марии Владимировне Вилковой. Именно тогда, в процессе работы над «Небесным воинством» удалось впервые близко соприкоснуться с рядом святынь Владимиро-Суздальской земли и физически представить их в едином пространстве.
Выставка «Небесное воинство» привлекла внимание генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерины Владимировны Проничевой, чей музей привёз в Москву собственный прекрасный средневековый проект: выставку «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», проходившую в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу. Именно Екатерина Владимировна предложила Музеям Московского Кремля и мне, в качестве куратора и автора концепции, принять участие совместно с владимиро-суздальскими коллегами в выставочном проекте, приуроченном к 1000-летию Суздаля. Я крайне признателен Екатерине Владимировне и Елене Юрьевне за возможность реализовать задуманное, за то, что шанс, который даётся наверное один раз в жизни, был дан мне дважды, в течение последовательных музейных сезонов, в Московском и Суздальском кремлях. Тем более что эта работа (во всём, кроме монтажа и открытия) проводилась тогда, когда я ещё не помышлял, не мечтал и не думал о том, что мне предстоит трудиться в стенах ещё одного кремля – древнего Новгородского детинца, приняв пост генерального директора Новгородского музея-заповедника. Итак, подробнее о проекте.
Как ни парадоксально, выбор самой даты празднования 1000-летия Суздаля стал одной из первых проблем. Вполне естественно, что торжество было приурочено к первому летописному упоминанию города. Только вот упоминание это в «Повести временных лет» следующее:
«В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью глаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: “Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже”» 1.
То есть делать выставку, прославляющую русскую государственность и Церковь, предстояло, взяв за исходную точку жестоко подавленное дружиной Ярослава Мудрого народное восстание, которое подняли языческие волхвы. Однако есть у Суздаля и другое первое упоминание. Оно содержится в древнейшей русской книге – Новгородском кодексе (начало XI века). Там Суздаль (или «Суждаль») упоминается за 999 годом от Рождества Христова в связи с поставлением некоего монаха Исаакия в качестве приходского священника («попа») в суздальской церкви святого Александра Армянина. На основании этой уникальной находки можно говорить об утверждении православной веры в Суздале и о строительстве храмов уже спустя 10 лет после крещения Руси. Но именно подбор даты – 1024 год, позволил воплотить проект «Русский феникс. Суздальская земля» в 2024-м, в столь нужный исторический момент. В период, когда нашим соотечественникам и всем, кто не потерял интерес к России, так необходимо видеть красоту русской культуры и утверждать её столпы, одним из которых бесспорно является Суздаль.
Ключевым вопросом в разработке концепции выставки стало понимание границ Суздальской земли. Возможно было бы сделать выставку о 1000-летии самого города, о его пути, отмежевании и отличии от близлежащего Владимира, о судьбе после ордынского вторжения и последующем присоединении к Московскому княжеству и Русскому царству. И эта тема безусловно получила своё развитие в экспозиции. Однако если бы мы ограничились только историей самого города или Суздальско-Нижегородского (Суздальско-Нижегородско-Городецкого) княжества, то она оказалась бы в известной мере локальна. Между тем у Суздальской земли есть ещё одно измерение. Если брать историческое значение термина «Суздальская земля», стоит говорить об уникальной местности, которую на протяжении веков осваивали варяги и славяне; о регионе, куда приходили работать латинские и византийские мастера; о земле, где появлялись новые города – не только Суздаль, но и Владимир, Ростов, Переславль-Залесский. Южными форпостами Суздальской земли были Москва и Коломна, северным – Тверь, восточным бастионом – воздвигнутый Юрием Всеволодовичем Нижний Новгород. И в этом отношении Суздальская земля предстаёт в новом свете – не просто как город или княжество, но как служившее местом сбора русских людей пространство, возродившееся как феникс из пепла монгольского опустошения к новому золотому веку. Интегральной частью наследия Суздальской земли стали не только сам город Суздаль и великое княжество Владимирское, но и Нижний Новгород, и Тверь, и Москва. Благодаря последнему городу-крепости, Суздальская земля явилась тем центром, вокруг которого и начало собираться единое русское государство. В данном контексте 1000-летний юбилей Суздаля действительно становится поводом для общенационального празднования. По этой земле-фениксу мне и хотелось провести посетителя, пригласить в путешествие по семи векам горячо любимого русского Средневековья.
Икона «Спас Златые Власы» в экспозиции выставки «Русский феникс. Суздальская земля»
Шлем Ярослава Всеволодовича в экспозиции выставки «Русский феникс. Суздальская земля»
Плиты с резным грифоном. Владимиро-Суздальская Русь. 1165. Известняк; тёска, резьба. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Иконка «Савва Освященный». Конец XII – начало XIII века. Сланец; резьба. 5,6х4,7. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Одной из первых тем, которую так хотелось раскрыть на выставке, стал переход от эпохи викингов к Высокому Средневековью, столь явственно ощущаемый на Руси. Суздальская земля, как и Великий Новгород и лежащие на Днепре южнорусские земли, переживала те же процессы, что и средневековая Нормандия. Здесь точно так же потомки викингов, бившихся в пешей «стене щитов» и поднимавшихся на ладьях-драккарах по берегам рек и северных морей, в течение нескольких поколений превратились в христианское рыцарство, сражавшееся в конном строю и рьяно отстаивавшее истинную веру. Затем – в знать, воздвигавшую великолепные каменные соборы и столь ценившую шедевры романских и ромейских мастеров. Этот переход от викингов к русскому рыцарству удалось проиллюстрировать в первых разделах выставки, где показаны каролингский меч из собрания Музеев Московского Кремля, уникальные золотые варяжские браслеты из Суздальской золотой кладовой, ряд серебряных скандинавских украшений из коллекций обоих музеев. Рыцарская часть представлена ещё одним рейнским клинком (на этот раз XII века) из Большого Кремлёвского клада 1988 года, бармами, рыцарской шпорой; происходящей из Владимиро-Суздальского княжества иконой «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (ныне хранится в Успенском соборе Московского Кремля), и, конечно же, найденным в 1806 году драгоценным шлемом, традиционно именуемым «шлемом Ярослава Всеволодовича» (отца Александра Невского) из Оружейной палаты. Из Московского Кремля в Суздаль также привезли солунские святыни Всеволода Большое Гнездо (для которых великий князь возводил Дмитриевский собор); потир Юрия Всеволодовича (уроженца Суздаля и строителя возвышающегося напротив Крестовой палаты и Успенской трапезной Богородице-Рождественского собора); заказанный святителем Фотием и исполненный византийскими и московскими мастерами оклад Владимирской иконы Божией Матери. Перенос в Суздаль столь значимых памятников придаёт совершенно особое, историческое значение всему выставочному проекту. Большой радостью стала возможность показать ещё один шедевр домонгольского периода – икону «Спас Златые Власы» (около 1200 года, Музеи Московского Кремля) в правильной световой подаче, отдельно, как уникальный памятник, в зале, наполненном сокровищами X–XIII веков, напротив южных златых врат суздальского Богородице-Рождественского собора. Их сняли и отреставрировали впервые, специально для «Русского феникса», а на выставках «Святая Русь» и «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» были представлены западные врата из того же храма.
По авторскому замыслу, первый зал выставки посвящён золотому веку домонгольской Руси – Суздальской земле и великому княжеству Владимирскому. Периоду, когда на северо-восток Руси прибывали мастера и сокровища как с византийского Востока, так и с латинского Запада. В этом плане отчётливо проступает особая историческая роль Суздальской земли, бывшей, наряду с Новгородом, Балканами и восточным Средиземноморьем (в том числе с Сицилийским королевством и государствами крестоносцев), совершенно особой контактной зоной ромейского и романского миров. Монгольское вторжение холодной зимой 1237–1238 годов обратило золотой век в пепел. Катастрофа Батыева нашествия, прошедшая кровавым водоразделом по русской истории и культуре, проиллюстрирована в буквальном смысле слова чёрной полосой и одним единственным экспонатом: сожжённой пламенем 1238 года рельефной иконой святого Саввы Освященного из владимирского «клада священнослужителя».
История возрождения Суздальской земли с её старыми и новыми центрами силы, с темой преемства от Владимира к Москве наилучшим образом раскрывается через призму богородичного почитания. Ещё в домонгольский период благодаря первому из русских правителей, принявшему титул «господаря» (то есть хозяина) земли русской, князю Андрею Боголюбскому, Суздальская земля стала уникальным оплотом почитания Пресвятой Богородицы, особым «уделом Богоматери». Выставка «Русский феникс. Суздальская земля» позволяет увидеть важнейшие для северо-восточной Руси иконографические типы и образцы богородичных икон: Богоматери Яхромской, Корсунской, Максимовской, и, конечно же, Боголюбской. На выставку в Суздаль удалось привезти хранимый в Успенском соборе Московского Кремля список с Боголюбской иконы Божией Матери с припадающими к стопам Богородицы господарями всея Руси Василием II Тёмным и Иваном III Великим. Естественно, что среди чтимых суздальцами богородичных икон совершенно особое место занимает икона Богоматери Владимирской, ставшая палладиумом всего русского государства. Иконография Владимирской иконы Божией Матери представлена уникальным списком, предположительно кисти преподобного Андрея Рублева, а также заказанной патриархом Иосифом Владимирской иконой Божией Матери с полным сказанием в клеймах (на которых в том числе – и благоверный князь Андрей Боголюбский). Отметим, что последний образ крайне редко покидает запасники Музеев Московского Кремля.
Несколько слов о мужском и женском в средневековой культуре. Ныне модно подчёркивать определённое гендерное измерение в истории и искусстве. Лично я не сторонник политизации гендерного дискурса, но выявить красоту и самобытность мужского и женского в культуре – соблазн, перед которым вряд ли сможет устоять какой-либо куратор, особенно имеющий дело со средневековым искусством. В этом отношении домонгольский раздел выставки позволил показать высокий уровень мастеров серебряного дела Скандинавии и Руси, тонкость филигранных украшений: браслетов, подвесок, ожерелий, колтов, частью предназначенных для мужчин, частью – для женщин. Особой радостью стал раздел, посвящённый Покровскому Суздальскому монастырю, месту уединения и пострига (подчас насильственного) первых женщин Московского княжества и царства. Сокровищница Покровского Суздальского монастыря (ныне разделённая между рядом отечественных музеев) на выставке раскрывается за счёт кремлёвских и владимиро-суздальских памятников: украшений-привесов, серёжек, рясен, убрусов, драгоценных окладов и литургических тканей, создававшихся женскими руками в светлицах и мастерских. Всё это окунает посетителя в подлинно-сказочную красоту отечественной культуры XVI–XVII веков, ярко воплощённой на полотнах В.М. Васнецова, Н.В. Неврёва, И.Я. Билибина, К.В. Лебедева, С.Д. Милорадовича и других русских художников. На выставке мы также смогли впервые во всей полноте показать драгоценный убор к Боголюбской иконе Божией Матери, хранимый в фондах Музеев Московского Кремля и объединяющий ряд произведений русских златокузнецов, от домонгольской короны (коруны) XII века до череды подвесок и цат XVII столетия.
Браслеты. XI век. Золото; литьё, ковка. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Колты. XII – первая треть XIII века. Металл белый; ковка, пайка, зернь, скань. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Подвеска. XII – первая треть XIII века. Металл белый; ковка, пайка, гравировка, чернение. 2,8х2,4. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Серьга-«одинец». XVI век. Россия. Серебро, камень, жемчуг; волочение, зернь, золочение. 7,5х2. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Рясны (пара). Конец XVI века. Россия. Золото, серебро, камень (альмандин), стёкла, жемчуг; гравировка, скань, эмаль, золочение. Длина: 44; 43,5 смГосударственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
XVII век стал, парафразируя Й. Хёйзингу, «золотой осенью русского Средневековья». Бунташный век приковывает внимание к персоналиям Смутного времени и героям русской церковной истории, либо предвосхищавшей, либо последовавшей за никонианским расколом. Потому и последние разделы выставки привязаны к наиболее ярким фигурам XVII столетия, среди которых явственно проступает определённая парность. Так, редкими памятниками (в том числе вкладами в Спасо-Евфимиев монастырь) представлены двое связанных с Суздалем князей: Василий Шуйский и Дмитрий Пожарский. Одному из них выпала судьба стать последним Рюриковичем на российском престоле, но этот государь, при всех своих несомненных талантах, потерпел фиаско, окончив жизнь низложенным царём в польском плену. Второму же было суждено спасти Отечество, его скульптурный образ поныне украшает и Красную площадь в Москве, и памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Напомним, что гробница князя Дмитрия находится как раз в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля. Другой своеобразной парой оказываются суздальский митрополит Иларион и его патрон, государь-реформатор Фёдор Алексеевич, чья жизнь трагически прервалась на рассвете удивительного и яркого правления. Две эти фигуры, во многом ставшие символами последних лучей пламенного заката русского Средневековья, представлены рядом драгоценных заказов и вкладов, украшающих сокровищницы Суздаля и Москвы. Наконец, третья пара, завершающая выставку – последний владимирский великий князь домонгольского периода Юрий Всеволодович и последний дораскольный патриарх Иосиф. Оба были уроженцами Суздальской земли: патриарх Иосиф – Владимира, благоверный великий князь Юрий – Суздаля. Однако два этих мужа мало похожи друг на друга. Их разделяло четыре столетия. Но правление одного стало символом конца золотых дней и началом страданий, принесённых ордынским игом; патриаршество другого связано с последними годами пребывания в единстве чад Русской Церкви. Именно патриарх Иосиф, радетель русской святости, причислил к лику святых и обрёл мощи благоверного великого князя Юрия, чьё творение – Богородице-Рождественский собор, возвышается посреди Суздальского кремля, напротив воздвигнутых митрополитом Иларионом палат, где и обустроены выставочные залы «Феникса». Эти две фигуры не только завершают экспозицию, но и выстраивают мост между двумя эпохами Суздальской земли: благоденствием домонгольского великого княжества и последним столетием старой, дораскольной Руси.
Южные златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале. 1230-е годы. Железо, медь, золото (?), краска; ковка, литьё, чеканка, наводка золотая. 381х137,2х22. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Икона «Богоматерь Максимовская». Около 1299–1305 годов. Дерево, левкас; темпера. 163,3х66,3. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Икона в окладе с ковчегом-мощевиком. Избранные святые; Богоматерь Яхромская. Начало XVI века. Живопись – XVIII века (?). Дерево, левкас, серебро, бархат; темпера, скань, гравировка, эмаль, золочение. 28,6х22. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Говорить о том, что для успеха выставки между куратором и автором дизайн-проекта необходимо понимание (если не сказать соработничество, синергия), – фраза банальная, но вполне выстраданная и искренняя. Ведь дизайн-проект может ослабить, а подчас убить самый лучший кураторский замысел. Именно поэтому я, как автор выставки, выражаю самую глубокую признательность главному архитектору Владимиро-Суздальского музея Сергею Сергеевичу Мешалкину. Он создал поистине уникальное пространство, позволившее заинтересовать как самого искушённого посетителя, так и только начинающего открывать для себя родную историю, провести по семи векам русского Средневековья, по памятникам и персоналиям, для которых точкой притяжения стали возрождавшиеся как феникс из пепла Суздаль и Суздальская земля.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. С. 99.