Алиса Ивановна Аксёнова – бессменный генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника в течение целых 50-ти лет. Ей удалось превратить захолустный город в мировую туристическую мекку, а провинциальное хранилище немногочисленных древностей – в культурный центр с отечественной и международной славой. Музей стал для Алисы Ивановны и профессией, и призванием, и пристрастием, и судьбой. Артистичный оратор, темпераментный публицист, гибкий тактик, Аксёнова со всех трибун, на всех площадках, в эфире и прессе неутомимо отстаивала и защищала интересы музея и памятники старины. И, несмотря на все препятствия – идеологическое давление, зависть, клевету, инсинуации, – всегда умела добиться успеха. О том, почему Суздаль и суздальский музей своим высоким статусом и славой во многом обязаны неординарной, масштабной, харизматичной личности А.И. Аксёновой, читайте в публикации.
Ключевые слова: А.И. Аксёнова, Суздаль, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, культурный центр, директор музея, памятники старины.
Alisa Aksyonova has been general director of the Vladimir-Suzdal Museum Reserve for 50 years, during which she has managed to transform a small and unknown town into an international tourist mecca and a provincial storage facility with a small number of antiques into a cultural center well-known locally and internationally. For Aksyonova the museum has become a profession, a calling, a passion and a destiny. An artistic speaker, passionate writer and flexible tactic, she has made use of all lecterns, TV appearances and press publications to persistently promote and defend the interests of the museum and the relics of the past. Despite many obstacles – ideological pressure, envy, libel and insinuations – she has always been the one to win. This article explains why Suzdal and its museum are indebted to the unordinary, determined and charismatic personality of A.I. Aksyonova for its current high status and fame.
Key words: A.I. Aksyonova, Suzdal, Vladimir-Suzdal Museum Reserve, cultural center, museum director, relics of the past.
Статья полностью
Артистичный оратор, темпераментный публицист, гибкий тактик, Алиса Ивановна со всех трибун, на всех площадках, в эфире и прессе неутомимо отстаивала и защищала интересы музея и памятники старины. И, несмотря на все препятствия – идеологическое давление, зависть, клевету, инсинуации, – всегда умела добиться успеха, потому что была уверена: Правда и Бог на её стороне, на стороне Музея. Строгая и требовательная на работе, в неофициальном общении это на удивление тёплый, простой и душевный человек. Суздаль и суздальский музей своим высоким статусом и славой во многом обязаны именно неординарной, масштабной, харизматичной личности А.И. Аксёновой.
Должность генерального директора музея-заповедника, образованного в 1958 году, А.И. Аксёнова заняла в 1960-м, сменив на этом посту Алексея Дмитриевича Варганова – известного учёного, архитектора-реставратора, в 1930 году отказавшегося ради Суздаля от научной карьеры в Русском музее. Что собой представ-лял Суздаль в середине XX века, можно понять из его писем профессору Н.Н. Воронину. Приведём одно из них (от 28 октября 1955 года): «Я зарвался и зарылся в своих Суздальских трущобах – поистине “град обречённый”. В нём ни света, ни воды, ни культуры, ни каких-либо человеческих, современных условий жизни нет... Работать нет возможности, разве только с лучиной, так как керосин дают 2 литра на 1 месяц. Буквально с 5 часов вечера начинаю кидаться на стенку. Охота писать, кое-что привести в порядок. Но нет свету... и больше делать нечего»
Что удалось изменить Аксёновой за годы директорства, можно узнать из серии замечательных книг, изданных в начале XXI века, в которых она в документах и цифрах, на личном, выстраданном опыте показала многотрудное, героическое, подвижническое служение – своё, своих коллег и реставраторов – музейному делу, Музею с большой буквы.
Предоставим слово самой Алисе Ивановне. С разрешения автора это будет всего лишь «краткая редакция».
«Как изменилась жизнь за 40 лет! Теперь трудно представить, что до Суздаля добирались не менее трёх часов по мощённой булыжником узкой дороге. Вспоминаю студёный ветреный январь 1960-го. Ходим с Алексеем Дмитриевичем по промёрзшим Архиерейским палатам, стены которых покрыты инеем. Залов экспозиций было всего 8. Смотрители грелись у печки-буржуйки – все в валенках с галошами, поверх тулупчиков – шали.
Во второй половине 60-х годов во всём мире, в том числе и в нашей стране, происходил “музейный бум”. В 1965 году Суздаль посетил известный банкир Ротшильд и на высоком приёме, делясь впечатлениями, обронил: “Я богатый человек, но, если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил своё состояние”. В центральной печати появились статьи о значении развития туризма в СССР, где цитировалась фраза Ротшильда. Приезд в Суздаль высоких гостей весной 1966-го утвердил необходимость создать здесь крупный центр туризма. Правительство поручило Центральному научно-исследовательскому и проектному институту торгово-бытовых зданий и туристических комплексов (ЦНИИЭП) Госгражданстроя (директор – Марк Артурович Орлов) разработать проект.
1 августа 1967 года вышло постановление Совмина СССР “О создании туристического центра в г. Суздале”, которое определило качественно новый поворот в судьбе всего города и, конечно, Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Вот это была революция! В Суздале в те годы наступил настоящий Ренессанс! А ведь в это время музейные экспозиции были только в Архиерейских палатах и восстановлен лишь интерьер Рождественского собора. Посещаемость музея росла катастрофически: в 1967 году – 366 тысяч,
в 68-м – 640 тысяч, в 69-м – свыше 700 тысяч, число иностранных туристов перевалило за 17 тысяч! Установилась, что называется, мода на Суздаль. Но город к приёму такого количества туристов не был готов. Экскурсоводов явно не хватало по субботам и воскресеньям. Мы сами придумали выход – открыли в музее-заповеднике курсы внештатных экскурсоводов (во Владимире и Суздале). С 1966 года за 25 лет через них прошли 1800 человек. Это был настоящий, а не формальный университет культуры.
Не получив проектных предложений (как же вписаться музею в город, собирающийся принимать к 1972 году до 5 тысяч туристов в сутки?!), мы начали разрабатывать сами “Перспективный план музеефикации памятников Суздаля”. Весной 1969-го план рассмотрели и утвердили в облисполкоме и на коллегии Министерства культуры РСФСР. Это был первый в стране опыт: ведь предстояло в кратчайшие сроки освободить от арендаторов (в основном складов) целый ряд церквей, провести не просто их ремонт, а приспособить под новые нужды, обеспечить температурно-влажностный режим, допускающий внесение в бывшие церкви экспонатов, организовать охрану, провести благоустройство и т. д. И создать ряд музеев – неповторяющихся, оригинальных и в то же время связанных идеей. Так набирал обороты “музейный марафон”! Каждый год – новые объекты показа, выставки, музеи в разных частях города, которые позволяли рассредоточить поток туристов. Сейчас, по прошествии четверти века, удивляюсь темпам работы тех лет.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сопровождаемый А.И. Аксёновой, в Крестовой палате Суздальского кремля. Фотография Н.В. Суслина, 1995
А.И. Аксёнова проводит экскурсию для президента России В.В. Путина по Спасо-Преображенскому собору Спасо-Евфимиева монастыря. Фотография Н.В. Суслина. 2004
Грандиозные преобразования начались в Кремле (о них давно мечтал А.Д. Варганов), которые стали реальными только после 1967 года: воссоздание Крестовой палаты и переходов из Архиерейских палат. В нижней одностолпной великолепной палате разместился достойный ресторан “Трапезная”. А в Крестовую палату вошли музейные работники – им предстояло воссоздать интерьер времён расцвета суздальского строительства при митрополите Иларионе (конец XVII – начало XVIII века). <…> Через год Крестовая палата засияла отреставрированными сверкающими паникадилами, возвратились на своё место изразцовые печи редкой красоты, вдоль стен встали скамьи, покрытые красным сукном, столы, резные стулья (всё воссоздано по сохранившимся образцам). <…> А со стенда, который рассказывает о реставрации Крестовой палаты, улыбается людям первый почётный гражданин Суздаля Алексей Дмитриевич Варганов.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1967 года Спасо-Евфимиев монастырь должен был стать туристической базой Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) на 350 мест. <…> Музею отводились собор, звонница и надвратная церковь. Очень скромные для нас перспективы! Колония1 была срочно выселена, и уже осенью 1968 года в ансамбль вошли реставраторы. <…> Реставрация и воссоздание сооружений XVI–XVIII веков велись в их первоначальных формах. <…> Руководителем предстоящей грандиозной по размаху работы был утверждён Игорь Александрович Столетов. В реставрационную мастерскую в эти годы пригласили большую группу выпускников архитектурных вузов, которых сразу же привлекли к работе по памятникам монастыря. С каким энтузиазмом взялись за дело молодые владимирские реставраторы! Воссоздаваемая планировка как бы ставила вопрос о необходимости корректив в планах ЦНИИЭПа.
В августе 1974 года состоялось очередное заседание Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИК). <…> Общество финансировало реставрацию всего комплекса восстановительных работ Спасского монастыря.
Пленум Центрального совета ВООПИК проходил в здании Совмина РСФСР (я – член ЦС). <…> Пришло в голову: постараться прилюдно доказать, что надо менять проект по созданию турцентра. <…> И вот высокая трибуна. Убедительно, как мне показалось, доказала нелепость размещения гостиничных и ресторанных служб в уникальных памятниках. Музей-заповедник готов приступить к освоению монастыря и созданию целого комплекса экспозиций, связанных с историей монастыря и Суздаля: это был бы первый в стране опыт музеефикации целого архитектурного ансамбля. <…> А через день меня пригласил секретарь обкома КПСС и с ходу начал отчитывать: “Как вы без согласования... кто вас уполномочил?!”. <…> Вскоре на правительственном уровне состоялось решение о передаче всего ансамбля музею-заповеднику!
Спасо-Евфимиев монастырь вечером. Суздаль. Фотография. 2013
Интерьеры Крестовой палаты Суздальского кремля. Фотография. 2013
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря. Спасо-Преображенский собор и звонница. Суздаль. Фотография. 2013
С помощью самых квалифицированных специалистов, которые работали в те годы в Государственном историческом музее, мы сформировали план музеефикации памятников Суздаля и создания не имеющих до сих пор аналога соцветия экспозиций, построенных (оценка времени!) на высоком профессиональном уровне: “Золотая кладовая” – произведения древнерусского прикладного искусства в больничной Никольской церкви, “Книжные сокровища шести столетий” в Архимандритских палатах. В Спасо-Преображенском соборе – выставка “Сила Савин и Гурий Никитин – выдающиеся живописцы середины XVII века”. Получался комплекс музеев русской культуры – продолжение экспозиции в ансамб-ле Кремля. Среди них материалы исторического профиля, связанные с прошлым монастыря: “Д.М. Пожарский – национальный герой русского народа” – в Благовещенской надвратной церкви и “Узники монастырской тюрьмы” – история тюрьмы, основанной при Екатерине II и функционировавшей до 1905 года.
Да, интересное было время – по настроению, по энтузиазму, по бескорыстности предельного напряжения сил (ведь не думали ни о защите диссертаций, ни о публикациях, ни о карьере). Когда меня спрашивают, что же было самым трудным в те годы, я без колебаний отвечаю: “Идео-логическое давление, требование остроклассовой оценки абсолютно всех исторических событий, активная атеистическая
пропаганда”.
Нет до сего дня в России подобного “музейного града”, целого монастырского ансамбля, где не только “разноцветье” экспозиций, но и выставочный зал, хранилища фондов, реставрационные мастерские, необходимые хозяйственные службы. <…> В конце 1977 года в здании Совета Министров РСФСР глава правительства вручил Государственные премии группе реставраторов и сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника “За реставрацию памятников истории и культуры Владимира и Суздаля, создание музейных экспозиций и широкое их использование в культурно-просветительных и туристических целях”.
А в городе начиналось небывалое по масштабам, невиданное в истории Суздаля строительство туристического комплекса. <…> По размаху такая стройка в 70-е годы по праву могла называться “стройкой коммунизма”. <…> В мае 1977 года состоялась как бы пробная международная презентация созданного комплекса – приём XI Генеральной конференции Международного совета музеев (ИКОМ) – 700 участников из 74 стран мира. <…> Руководителю работ М. Орлову, скульптору, архитекторам, строителям была присуждена Государственная премия СССР за 1978 год в области литературы, искусства и архитектуры. 20 августа 1974 года Суздаль был награждён орденом “Знак почёта”.
Уже в 1971-м вошло в обиход название туристического маршрута по древним городам – “Золотое кольцо”. К этому времени в городе не осталось проблем ни с “объектами показа”, ни с экскурсоводами. Все памятники выглядели ухоженными. Музеев, без ложной скромности, было как ни в одном древнем городе – богатых по экспонатам, разнообразных по тематике, современных по оформлению, расположенных в памятниках по всему городу, что позволяло грамотно организовать поток туристов – ведь в субботние и воскресные дни приезжало свыше 2 тысяч человек! Ехали не только массовые туристы по профсоюзным путёвкам и одиночки на машинах, но и политические деятели, артисты, писатели, учёные, архитекторы, космонавты – просто звёздная галерея. И годы те можно действительно назвать звёздными. 28 декабря 1974 года музей-заповедник принимал миллионного посетителя! А у нас уже тогда работали 22 экспозиции. В 1978 году с успехом прошёл V Конгресс ИКОМОС – организации при ЮНЕСКО по охране памятников и достопримечательных мест.
Памятник Д.М. Пожарскому. Входная башня Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль. Фотография
Фрески Спасо-Преображенского собора. Суздаль. Фотография. 2013
В 1981-м восстановили звон на колокольне Спасо-Евфимиева монастыря (19 колоколов!). Конечно, это не те огромные, вкладные, заказные, художественно отлитые колокола (“богатый и красивый звон”), погибшие в 20-е – 30-е годы. Но тем не менее колокольный звон плывёт над Суздалем – тоже богатый и красивый!
И вновь престижная награда! Международная федерация журналистов, пишущих о туризме (ФИЖЕТ), присудила Суздалю ежегодную награду лучшего города туризма за 1982 год – “Золотое яблоко”. До того 14 городов мира были удостоены такого отличия.
А сколько кинофильмов снималось в Суздале в те годы! Первооткрывателями были ещё в 1964 году Владимир Басов (“Метель”) и Константин Воинов (“Женитьба Бальзаминова”). В 1965–1966 годах проходили съёмки знаменитой картины “Андрей Рублев”. Свыше 40 фильмов снято в Суздале»2.
В годы перестройки и вслед за ними пришли новые испытания: попытка отделения Суздальского филиала, «пожар» приватизации памятников, в конце 1991 года поставленных на охрану ЮНЕСКО, развал Владимирской реставрационной мастерской, церковный раскол в Суздале, претензии со стороны церкви. А ещё – необходимость нового этапа реставрационных работ, тотальный дефицит, вторжение в Суздаль кичливых особняков, сохранение паритета с церковными властями (что мало кому удавалось!), боль за уникальные луга и сползающий берег под «музейным градом» – Спасским монастырём, зарастающую речку Каменку. Музей органично встроен в городскую среду, состояние которой для него так важно. И до всего есть дело А.И. Аксёновой с её деятельной натурой, горячим сердцем, волей и оптимизмом лидера.
«В это время в стране назревали и уже происходили перемены. Год 1988-й. Широко и торжественно отмечается 1000-летие принятия христианства на Руси. Уже другие времена. Перестройка. Официальные торжества проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и Суздале. Делегация, прибывшая в наши города, очень представительна. Комиссаром (организатором) был отец Валентин (Русанцов) – настоятель единственной в Суздале Цареконстантиновской церкви. Всё было организовано превосходно: божественная литургия в Рождественском соборе, великолепно продуманный приём в Крестовой палате. Конечно, и музейщики с блеском показали достойное содержание отреставрированных культовых памятников, в которых расположены экспозиции и выставки. <…> Кто бы мог подумать, что скоро пронесётся над Суздалем злой ветер раскола? <…> По просьбе архимандрита Валентина 9 июня 1988 года музей-заповедник передал в церковь мощи святого Евфимия, а 16 ноября – мощи святой Евфросинии, которые хранились в музее с 1918 года.
Неожиданно и для всех прихожан, и для руководства города 7 декабря 1989 года решением епархиальных властей архимандрит Валентин был переведён в приход города Покрова, а 17 января отстранено от богослужений всё суздальское духовенство. Не понимая причины этих действий, прихожане обратились к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Валентину (Мищуку) и, не получив ответа, вышли... на демонстрацию протеста с лозунгами. <…> 7 апреля 1990 года суздальские верующие объявили о выходе из Московской Патриархии и присоединились к Русской Православной Церкви Заграницей.
Не менее трагические события развернулись вокруг музея-заповедника. <…> Его руководство неожиданно обвинили в “иждивенчестве, экономической инертности, ограниченности” и предложили: а) отделить Суздальский музей от Владимирского (полагая, что все деньги “гребёт” себе головной музей) и б) создать в Суздале единый хозрасчётный комплекс: музей, гостиницы, рестораны, бюро путешествий и экскурсий, реставрационную мастерскую и цех сувенирной продукции, который даст существенные доходы в бюджет города. <…> Пытаемся доказать полную абсурдность “новаторских” предложений. А насчёт “иждивенчества” – музей-заповедник занимает в Российской Федерации 4-е место по доходам! Из бюджета – только 18%! Опыт музея-заповедника обобщался и пропагандировался Министерством культуры! То, что в городе создаются новые современные музеи, экспонаты отреставрированы, все памятники и их территории ухожены, благоустроены, охраняются, – это на деньги, заработанные на экскурсиях, входной плате, издании сувенирной продукции и прочем. Из государственных сотен миллионов, отпущенных постановлением Совмина 1967 года, музей-заповедник не получил ни рубля! Как и из городской казны! <…> Враждебная пропаганда против музея, переживающего и без того трудные времена, принимала всё более уродливые формы. Музей-заповедник выстоял. Но впереди были другие накаты. В том же году сессия суздальского горсовета приняла решение: “Аксёновой А.И. в недельный срок заключить договор на аренду занимаемых музеем памятников с перечислением аренды в бюджет города”. Победа и в этом конфликте осталась за музеем.
А музею жилось в те годы лихо. Доходы резко упали. Финансирование реставрации из федеральных средств предельно сократилось. А проблемы росли на глазах! В музее-заповеднике 3 тысячи квадратных метров крыш: постоянно приходится что-нибудь чинить, красить, полностью перекрывать. Одновременно необходимо почти 4 тысячи электролампочек, а могли достать меньше тысячи в год! Да, воистину – блеск и нищета! И всё-таки музей-заповедник, не разделённый, слава Богу, не обескровленный неразумными райкомовскими горе-реформаторами, начал приспосабливаться к требованиям нового времени.
После приезда премьер-министра В.С. Черномырдина в Суздаль 25 июля 1997 года удалось стремительно оформить документ на включение Владимиро-Суздальского музея-заповедника в “Список особо ценных объектов культурного наследия России”. Это означало финансирование из федерального бюджета. <…> Губернатор включил наш музей-заповедник в инвестиционную программу на 1999 год. Была сложная цепочка, лабиринт взаимозачётов. <…> Но в декабре 1999 года на месте тёмной и прокопчённой за 38 лет котельной Архиерейских палат, которая вполне могла быть декорацией преисподней, встали аккуратные теплогазогенераторы.
С пуском котельной оказалась решаема проблема отопления Рождественского собора, в котором была круглогодично высокая влажность, губившая и белый камень, и фрески. <…> Спасены Архиерейские палаты: бурили скважины в фундаменте и стенах, куда нагнетался под большим давлением раствор – гермосмесь. Грандиозные и дорогостоящие работы, не видимые постороннему глазу.
Кремль за последние два года стал неузнаваем! На эти преобразования ушло свыше 7 миллионов рублей! Большие работы проведены на кровлях памятников Спасо-Евфимиева монастыря и в Музее деревянного зодчества. Федеральное финансирование позволило закончить многолетнюю, с 1971 года, реставрацию фресок Спасо-Преображенского собора. <…> В конце 90-х одна за другой обновлялись приходские церкви. РПЦ было передано 15 церквей, зарубежной – 11, старообрядческой общине – 2.
Наступило время переосмысления старых и создания новых экспозиций. <…> В советскую эпоху музей был частью идеологической системы. <…> Полностью пришлось перестроить экспозицию по истории монастырской тюрьмы города, рассказать о “суздальской бастилии” советских времён. Новый музей изменил название: “Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории”.
Теперь в Суздале, где с XI века существовало 15 монастырей, просто необходимы иллюстративные материалы об их многовековой истории. Музей “История суздальских монастырей” создан на первом этаже Братского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря. А на втором этаже идёт работа над музеем, какого в России ещё не было, – “Музей реставрации”. Показан процесс восстановления икон, книг, шитья, картин.
Итак, к концу века в Суздале образовался целый музейный архипелаг: Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Музей деревянного зодчества и “островки” – уникальная “приказная изба” в Покровском монастыре и единственный памятник гражданского зодчества начала XVIII века – Посадский дом, уютная гостиница “Дом Лихонина”. По количеству музеев на квадратные метры площади города и на душу населения мы однозначно были “впереди планеты всей”!»3
В 1990-е годы в журнале «Огонёк» А.И. Аксёнова писала:
«За долгие годы своей работы в музее я не меньше сотни раз слышала каламбур: “Алиса в стране чудес”. А страна чудес – это 70 памятников, которые надо отапливать, охранять, ежегодно ремонтировать. Это нищенская зарплата сотрудников, а их 570 человек. Это скудное финансирование. Борьба с запретительными инструкциями, с меняющимися начальниками, бесконечными, грозными, изнурительными ревизиями. “Зарабатывать два миллиона в год и не воровать, так не бывает!” Вот эти два миллиона, которые мы последние годы зарабатываем, и спасают нашу “страну чудес”»4.
Да, вся жизнь Алисы Ивановны в музее похожа на чудесную сказку, где она не праздный наблюдатель, но – творец и созидатель, где каждый вводимый в музейный оборот объект, каждая экспозиция – поле битвы, завоевание, огромный труд – и победа! Это было и духовное восхождение – личности, музея, города. Свою книгу «Суздаль. XX век. Страницы истории» (2002) Алиса Ивановна заканчивает словами:
«Главное, о чём хотелось рассказать: есть в России город Суздаль, переживший потрясения, катаклизмы, разрушительные лихолетья и возродившийся вновь. Он вошёл в XXI век, сверкая золотыми куполами храмов, поражая бесчисленное количество паломников и заморских гостей своей неповторимостью, наполняя чувством гордости сердца россиян. Летопись XX века окончена. Летопись Суздаля продолжается»5.
«И вот новый этап – памятник за памятником возрождались на глазах. 29 января 2015 года Президент В.В. Путин подписал указ “О праздновании 1000-летия г. Суздаля в 2024 году”. Принята федеральная программа подготовки города к этому юбилею. Есть время для больших необходимых работ – и по благоустройству, и по замене коммуникаций, да и многочисленные памятники требуют постоянного ремонта. Главное же – при всех этих работах Суздаль должен бережно сохранять свой уникальный градостроительный и историко-природный ландшафт. Это даже не задача, а Долг, обязанность всех, кому выпала доля трудиться в этом удивительном городе»6.
Так пишет автор в предисловии к новой книге «Суздаль. XXI век. Победы и тревоги». А дальше следует рассказ о новых музейных прорывах на всех «фронтах», об открытии в Рождественском соборе и передаче в Грецию мощей владыки Арсения Элассонского, о престижной выставке в Лувре с экспонированием суздальских «златых врат», о возрождённых монастырях, о спасении Ризоположенского монастыря от лукавой «реконструкции» (застройки), об инженерном укреплении берега Каменки, о воссоздании разрушенного в 1934 году мавзолея Д.М. Пожарского, о реставрации стен и башен Спасо-Евфимиева монастыря, о возрождении аптекарского огорода, фольклорных праздниках, духовных концертах нижегородской капеллы «Благовест» в монастырском соборе и попытке церкви отобрать его, о замечательной подсветке ансамбля, о реконструкции храмов в Музее деревянного зодчества, о требованиях туризма и многом другом, что принёс в Суздаль новый век.
Заканчивая книгу, А.И. Аксёнова вспоминает визит В.В. Путина в Суздаль в 2004 году, когда с чувством неловкости показывала тёмную котельную в Кремле, а на вопрос президента: «Можно ли восстановить мавзолей Пожарского?» – ответила: «Нет». Спустя 10 лет, в 2014 году, с гордостью сказала: «Теперь Вы увидите другой Суздаль. Много успели сделать в эти годы».
Ансамбль Суздальского кремля. Собор Рождества Богородицы и Архиерейские палаты. Фотография. 2013
А.И. Аксёнова на объекте: воссоздание мавзолея Д.М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль. Фотография. 2008
Мавзолей Д.М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль. Фотография. 2009
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Детская трудовая колония для несовершеннолетних преступников, была открыта после выселения военнопленных в 1946 году, сначала для мальчиков, а в 1948 году – для девочек.
2 Аксёнова А.И. Суздаль. XX век. Страницы истории. Владимир, 2002. С. 169–208.
3 Там же. С. 216–246.
4 Огонёк. 1990. № 23. С. 31.
5 Аксёнова А.И. Суздаль. XX век. Страницы истории. Владимир, 2002. С. 271.
6 Аксёнова А.И. Суздаль. XXI век. Победы и тревоги. Владимир, 2013. С. 8.