Евгения Петрова
Творчество Казимира Малевича конца 1920-х – начала 1930-х годов привлекает исследователей менее, чем работы более раннего времени. Между тем именно в обозначенный период художник делает важный шаг, возвращаясь к сюжетности и фигуративности. Осознав, что разработанная им супрематическая система не смогла превзойти искусство живописи прошлого, Малевич вспоминает свой крестьянский цикл, созданный в начале века. Он вдохновлён символизмом религиозной живописи, мотивами деревянной скульптуры и народной игрушки. Итогом творческих поисков становятся картины, на которых присутствуют геометрически и ритмически выверенные фигуры крестьян, спортсменов, пионеров и т.д. Малевич вводит в работы сюжетное начало, но, оставаясь верным себе, сохраняет долю условности, настаивает на том, что живописи подвластно достичь лишь ощущения действительность с помощью цвета, формы и композиции. Обновление художественной системы Малевича особенно очевидно в работах начала 1930-х годов, предположительно связанных с циклом «Соцгород».
Ключевые слова: К.С. Малевич, Государственный Русский музей, живопись, русский авангард, супрематизм, сюжетность и фигуративность.
Late Kazimir Malevich
Yevgenia Petrova
The works of Kazimir Malevich of the 1920s – early 1930s seem to be less interesting to researchers than those of his earlier periods. However, precisely during this time in his art he takes important steps toward returning to subjects and a figurative approach. Having realized that his Suprematism system has failed to outshine the art of old masters, Malevich recalls his peasant cycle created at the beginning of the 20th century. He is inspired by the symbolism of religious art and the motives of wooden sculptures and folk toys. His creative pursuits result in paintings with geometrically and rhythmically tuned figures of peasants, athletes, Young Pioneers, etc. He also includes elements of a plot, though remains true to himself and insists that painting is only capable of achieving a feeling of reality with the help of color, form and composition. A renewal of Malevich’s art system is especially evident in his works of the early 1930s, presumably related to the “Sotsgorod” cycle.
Key words: K.S. Malevich, the State Russian Museum, paintings, Russian Avant-Garde, Suprematism, plots and figures.