Палитра имён Франческо Бартоломео Растрелли
Ксения Гусева
Виновником почти двухвековой несогласованности в вопросе написания имени знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, по проектам которого в Санкт-Петербурге были построены Большой Петергофский, Екатерининский, Строгановский, Зимний дворцы и другие сооружения, во многом стал один-единственный документ – прошение о принятии на службу. Датированный 1736 годом, он поначалу представлял для научного сообщества неразрешимую загадку. В 1939-м при изучении творчества Растрелли произошло событие, которое повлияло на частичное изменение взглядов, касающихся именования архитектора: были обнаружены рукописные перечни работ, в которых Растрелли называл себя «Франческо», а не «Бартоломео». В путанице бесконечных вариантов имени досконально разбирается в статье сотрудник Русского музея Ксения Гусева. Опираясь на научные источники, она поэтапно выявляет причины, породившие разночтение среди историографов, и совершает очередную, весьма убедительную попытку вернуть архитектору его настоящее имя.
Ключевые слова: Франческо Бартоломео Растрелли, архитектор, дворцы Санкт-Петербурга, историография, разночтения в имени.
The Pallet of Francesco Bartolomeo Rastrelli Names
Ksenia Guseva
There was only one reason for an almost two-century lack of conformity regarding the writing of the name of the famous architect Francesco Bartolomeo Rastrelli, author of the Grand Peterhof, Catherine, Stroganov and Winter palaces – this being his job application dated 1736 that initially presented an unsolvable mystery to the research community. In 1939, during a study of Rastrelli’s creative legacy, the architect’s hand-written inventories of works were discovered, in which he referred to himself as “Francesco” instead of “Bartolomeo”, and this has led to a partial change of views concerning his name. In this article, staff member of the Russian Museum Ksenia Guseva thoroughly sorts out the confusion of the numerous variants of the name. Drawing on research sources, she uses a phased approach to reveal the reasons of discrepancies that have arisen among historiographers and makes another and quite convincing attempt to return to the architect his real name.
Key words: Francesco Bartolomeo Rastrelli, architect, St. Petersburg palaces, historiography, name misreading.